Вместо товаров – разочарования, вместо услуг – обещания. Как потребителю обезопасить себя

6338
Ирина РЯБОВА.
Как обманывают бобруйских покупателей в интернет-магазинах, за что дали три года колонии ИП, который оказывал услуги по ремонту и строительству, как доверчивая бобруйчанка попалась на удочку «гастролёров» и заплатила за массажную накидку в 7 раз больше ее реальной стоимости? Об этом рассказала главный специалист отдела, уполномоченный по защите прав потребителей управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Наталья Петухова.

15 марта в Беларуси отмечается День потребителя.

Петухова Наталья Николаевна.
Петухова Наталья Николаевна.

Люди заказали в интернет-магазине саженцы, получили сухие растения

В структуре обращений значительную часть составляют жалобы, касающиеся приобретения товаров в интернет-магазинах.

За 2020 год за помощью в отдел обратились 393 потребителя, для сравнения в 2019 – 414. Все больше обращений поступает в электронном виде. В прошлом году при помощи специалиста по защите прав потребителей было подано 42 иска в суд, 40 из них было удовлетворено.

– Дистанционные продажи, конечно, очень удобны: не надо никуда выходить, можно выбрать дома то, что тебе понравится, – говорит Наталья Петухова. – В то же время именно этот способ приобретения товара зачастую оборачивается разочарованием для покупателя. Порой человек при выборе видит одно, а на деле получает другое. Бывает, информации о товаре недостаточно, или с размером человек не угадал, или цвет немного не тот, или качество не соответствует обещанному. Нередко возникают проблемы с покупкой дорогостоящих мобильных телефонов в интернет-магазинах. Их стоимость доходит до двух тысяч рублей и больше, и, конечно, человек очень огорчается, если получает товар отличный от желаемого. К примеру, в январе этого года молодой человек купил своей девушке в интернет-магазине телефон Айфон 11 за 2 650 рублей. Магазин зарегистрирован в городе Гродно. После доставки обнаружилось, что сопроводительная информация к товару практически отсутствует, также было установлено что приобретенный телефон уже был активирован ранее неизвестным лицом, и гарантия производителя закончилась. Мы с покупателем направили запрос продавцу, он нас проигнорировал, пришлось обращаться в суд в интересах потребителя, суд по этому делу еще не состоялся.

Наталья Николаевна приводит еще примеры обмана покупателя посредством онлайн-торговли. Люди заказывали саженцы у ИП, а в результате получили сухие, нежизнеспособные растения. В одном случае ИП решил вопрос с покупателем добровольно, в другом пришлось обращаться в суд.

Три года колонии ИП, который брал деньги за услугу, но не выполнял ее

Нередко обиженные потребители жалуются на качество оказания услуг, таких за прошлый год было 109.

Изображение pixabay
Изображение pixabay

– Обращались по поводу изготовления надгробных памятников, – рассказывает защитник потребителей. – Предпринимательница брала с людей деньги за услуги, но заказы не выполняла либо выполняла частично, многие из пострадавших подали иски в суд. Насколько мне известно, Следственный комитет давно уже занимается этим делом, но вопрос пока никак не решен. Хотя были в Бобруйске и случаи, когда индивидуальные предприниматели привлекались к уголовной ответственности за нарушение вопросов с потребителями. Так, один ИП предлагал услуги по оказанию ремонтно-строительных работ. В большинстве случаев он брал предоплату, работы начинал, а потом бросал или даже не приступал к ним. Пострадавших было 23 человека, все они обратились в суд. Виновного привлекли к уголовной ответственности за мошенничество и назначали ему наказание: три года лишения свободы в условиях усиленного режима.

Нередко люди обращаются с жалобами по приобретению обуви, мебели. Так, человек купил диван в магазине довольно солидного предприятия, уплатил за него более 3000 рублей. Вскоре обнаружились дефекты покупки: проседание подлокотников, подушек, скрип, повреждение материала. Продавец предложил ему на выбор: только ремонт либо замена, хотя по закону покупатель в случае приобретения некачественного товара имеет право также его вернуть и получить деньги обратно. Покупатель предпочел последний вариант, но ему не пошли навстречу, сейчас это дело находится в суде.

Изображение pixabay
Изображение pixabay

– А как-то обратился к нам человек, который жаловался на то, что в диване, купленном в одном из магазинов города, спустя полгода он обнаружил под подшивкой клопов, они просто начали выползать наружу. Обращение это мы переадресовали в санстанцию, ее работники выезжали на склад, где хранится мебель этого предприятия, но они там ничего не обнаружили. Как насекомые могли туда попасть, осталось загадкой.

Довольно распространенная ситуация – продажа продуктов питания с истекшим сроком годности. В этом случае покупателю стоит сначала обратиться к продавцу, чтобы были приняты меры. Если последний отказывается решать проблему, тогда покупатель может обратиться в санстанцию или в отдел по защите прав потребителей.

Бобруйчанка купила массажную накидку, которой ей нельзя пользоваться, да еще в 7 раз дороже

К специалисту, уполномоченному по защите прав потребителей управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Наталье Петуховой можно обращаться во вторник и четверг с 8 до 17 часов (с 13 до 14 обед), либо по телефону: 68-00-41. Также можно изложить свой вопрос письменно на официальном сайте горисполкома в разделе «обращения».

Уж сколько раз твердили миру: не покупайте посуду, одеяла, пылесосы и прочие вещи у заезжих «гастролёров», которые звонят на телефоны, приглашают на презентации, но доверчивые люди продолжают попадаться на их удочку, особенно пожилые граждане.

–– Бобруйчанка купила у таких продавцов из Бреста массажную накидку на кресло. Потом выяснилось, что ей, во-первых, противопоказано пользоваться такой по медицинским показаниям, к тому же цена товара превышала ее реальную стоимость в 7 раз. Они обратились к продавцу с просьбой вернуть товар и получить свои деньги, но тот категорически отказался от этого. Женщина рассказывала нам, что на презентации, куда ее приглашали, была очень располагающая, приятная атмосфера: музыка, услужливые консультанты. Потом розыгрыш призов: вам повезло, какой вы счастливчик и так далее. По ее словам, у нее была такая эйфория, что она просто не успела опомниться и подписала договор на покупку. Уже дома поняла, что натворила. Состоялся суд, договор между покупателем и продавцом был расторгнут, деньги перовому вернули.

Как потребителю обезопасить себя?

– Прежде всего, нужно быть бдительными, – говорит Наталья Николаевна. – К приобретению товаров, особенно дорогостоящих, стоит подходить не спонтанно, а обдуманно, взвесив все за и против, почитав форумы, отзывы о продавце или исполнителе услуг. Обязательно заключайте договор при заказе любых услуг, не стесняйтесь спросить документы, свидетельство о регистрации. Исполнитель может предложить внести определённый авансовый платеж, но если он требует полную оплату сразу, это должно насторожить. Размер предоплаты – это уже по соглашению сторон.