15 марта в Беларуси отмечается День потребителя.
Люди заказали в интернет-магазине саженцы, получили сухие растения
В структуре обращений значительную часть составляют жалобы, касающиеся приобретения товаров в интернет-магазинах.
– Дистанционные продажи, конечно, очень удобны: не надо никуда выходить, можно выбрать дома то, что тебе понравится, – говорит Наталья Петухова. – В то же время именно этот способ приобретения товара зачастую оборачивается разочарованием для покупателя. Порой человек при выборе видит одно, а на деле получает другое. Бывает, информации о товаре недостаточно, или с размером человек не угадал, или цвет немного не тот, или качество не соответствует обещанному. Нередко возникают проблемы с покупкой дорогостоящих мобильных телефонов в интернет-магазинах. Их стоимость доходит до двух тысяч рублей и больше, и, конечно, человек очень огорчается, если получает товар отличный от желаемого. К примеру, в январе этого года молодой человек купил своей девушке в интернет-магазине телефон Айфон 11 за 2 650 рублей. Магазин зарегистрирован в городе Гродно. После доставки обнаружилось, что сопроводительная информация к товару практически отсутствует, также было установлено что приобретенный телефон уже был активирован ранее неизвестным лицом, и гарантия производителя закончилась. Мы с покупателем направили запрос продавцу, он нас проигнорировал, пришлось обращаться в суд в интересах потребителя, суд по этому делу еще не состоялся.
Наталья Николаевна приводит еще примеры обмана покупателя посредством онлайн-торговли. Люди заказывали саженцы у ИП, а в результате получили сухие, нежизнеспособные растения. В одном случае ИП решил вопрос с покупателем добровольно, в другом пришлось обращаться в суд.
Три года колонии ИП, который брал деньги за услугу, но не выполнял ее
Нередко обиженные потребители жалуются на качество оказания услуг, таких за прошлый год было 109.
– Обращались по поводу изготовления надгробных памятников, – рассказывает защитник потребителей. – Предпринимательница брала с людей деньги за услуги, но заказы не выполняла либо выполняла частично, многие из пострадавших подали иски в суд. Насколько мне известно, Следственный комитет давно уже занимается этим делом, но вопрос пока никак не решен. Хотя были в Бобруйске и случаи, когда индивидуальные предприниматели привлекались к уголовной ответственности за нарушение вопросов с потребителями. Так, один ИП предлагал услуги по оказанию ремонтно-строительных работ. В большинстве случаев он брал предоплату, работы начинал, а потом бросал или даже не приступал к ним. Пострадавших было 23 человека, все они обратились в суд. Виновного привлекли к уголовной ответственности за мошенничество и назначали ему наказание: три года лишения свободы в условиях усиленного режима.
Нередко люди обращаются с жалобами по приобретению обуви, мебели. Так, человек купил диван в магазине довольно солидного предприятия, уплатил за него более 3000 рублей. Вскоре обнаружились дефекты покупки: проседание подлокотников, подушек, скрип, повреждение материала. Продавец предложил ему на выбор: только ремонт либо замена, хотя по закону покупатель в случае приобретения некачественного товара имеет право также его вернуть и получить деньги обратно. Покупатель предпочел последний вариант, но ему не пошли навстречу, сейчас это дело находится в суде.
– А как-то обратился к нам человек, который жаловался на то, что в диване, купленном в одном из магазинов города, спустя полгода он обнаружил под подшивкой клопов, они просто начали выползать наружу. Обращение это мы переадресовали в санстанцию, ее работники выезжали на склад, где хранится мебель этого предприятия, но они там ничего не обнаружили. Как насекомые могли туда попасть, осталось загадкой.
Довольно распространенная ситуация – продажа продуктов питания с истекшим сроком годности. В этом случае покупателю стоит сначала обратиться к продавцу, чтобы были приняты меры. Если последний отказывается решать проблему, тогда покупатель может обратиться в санстанцию или в отдел по защите прав потребителей.
Бобруйчанка купила массажную накидку, которой ей нельзя пользоваться, да еще в 7 раз дороже
Уж сколько раз твердили миру: не покупайте посуду, одеяла, пылесосы и прочие вещи у заезжих «гастролёров», которые звонят на телефоны, приглашают на презентации, но доверчивые люди продолжают попадаться на их удочку, особенно пожилые граждане.
–– Бобруйчанка купила у таких продавцов из Бреста массажную накидку на кресло. Потом выяснилось, что ей, во-первых, противопоказано пользоваться такой по медицинским показаниям, к тому же цена товара превышала ее реальную стоимость в 7 раз. Они обратились к продавцу с просьбой вернуть товар и получить свои деньги, но тот категорически отказался от этого. Женщина рассказывала нам, что на презентации, куда ее приглашали, была очень располагающая, приятная атмосфера: музыка, услужливые консультанты. Потом розыгрыш призов: вам повезло, какой вы счастливчик и так далее. По ее словам, у нее была такая эйфория, что она просто не успела опомниться и подписала договор на покупку. Уже дома поняла, что натворила. Состоялся суд, договор между покупателем и продавцом был расторгнут, деньги перовому вернули.
Как потребителю обезопасить себя?
– Прежде всего, нужно быть бдительными, – говорит Наталья Николаевна. – К приобретению товаров, особенно дорогостоящих, стоит подходить не спонтанно, а обдуманно, взвесив все за и против, почитав форумы, отзывы о продавце или исполнителе услуг. Обязательно заключайте договор при заказе любых услуг, не стесняйтесь спросить документы, свидетельство о регистрации. Исполнитель может предложить внести определённый авансовый платеж, но если он требует полную оплату сразу, это должно насторожить. Размер предоплаты – это уже по соглашению сторон.