
Уходящая неделя начала отсчет новой грандиозной дорожной стройке: стартовала реконструкция фандоковского моста в Бобруйске. И хоть путепровод все еще открыт для проезда, специалисты уже работают на объекте. Причем, сразу с нескольких организаций. Научную часть представляет государственное предприятие БелДорНИИ, практическую – МСУ-2 ОАО «Мостострой».
Любой мост – сложное инженерное сооружение. Построить новый куда проще, чем реконструировать действующий. Особенно, такой как наш. Повидавший на своем недолгом веку и консервацию, и годы эксплуатации, и неутешительный вердикт «потенциально аварийный», вынесенный еще в 2017 году. Первое слово в нем уже лишнее. Теперь просто «аварийный».
Чтобы ясно представлять масштаб повреждений, необходимо их зафиксировать. Этим сейчас и занимаются специалисты БелДорНИИ. Работа ученых-дорожников скрыта от посторонних глаз, но мы смогли за ней понаблюдать. В сопровождении главного инженера МСУ-2 ОАО «Мостострой» Дмитрия Владимировича Мацкевича мы побывали внутри коробчатых пролетных строений и поговорили со специалистами.
…Железная решетчатая дверь больше похожа на вход в какой-то неведомый портал. Пространство за ней всегда выглядело маняще, обдувая изнутри холодком, но попасть туда мешал основательный замок. Замок снят, дверь открыта, но посторонним вход все равно воспрещен. Для нас сделали исключение.
Внутри железная лестница, после еще одна. Поворот направо и взору предстает длиннющий темный тоннель. Единственными источниками света служат круглые отверстия, похожие на иллюминаторы. Солнечный свет пытается буквально протиснуться в бетонную амбразуру. Так изнутри и выглядит неразрезное мостовое строение коробчатого сечения. Наш мост, собран из семи таких строений, средняя длина каждого – чуть более 60 метров. На одном из них замечаю заводской штамп с серпом и молотом. Кто знает, возможно, это последний мостовой короб, made in USSR. Куда более свежие находки валяются под ногами. Пустые упаковки от чипсов, пластиковые «двушки» из-под пива, пакеты. Фоном – «твиттер» на стенах. … А здесь точно «посторонним В»?
На том конце тоннеля – свет. Это не поезд, это налобные фонари специалистов БелДорНИИ. Они тоже здесь уже отметились. Исключительно позитивно. На «полу» каждого строения установлен специальный датчик – продолговатое устройство, длиною чуть более полуметра, а стены отмечены красными штрихами.
– Каждый штрих – поясняет Дмитрий Мацкевич – это трещина. Чтобы не терять ее из виду и контролировать состояние, она маркируется.
И точно, если присмотреться, за краской проглядывает тонкий-тонкий разлом. Виновники их – несущие стальные пучки – проложены по низу, почти на всем своем протяжении залиты бетоном. Глазу видны только хвосты. Они выглядят бодро.
– Коррозия несущей арматуры скрыта от человеческих глаз, – продолжает Дмитрий Мацкевич, – мы лишь фиксируем ее последствия, а они более чем очевидны.
Стараясь не наступить на каждый датчик, дошли до «расположения» специалистов БелДорНИИ. Здесь еще один незнакомый девайс, чем-то похожий на серверный шкаф. Питает его обычный автомобильный аккумулятор.
Зеленые светодиоды ведут между собой содержательную беседу. Смысл ее передает главный инженер проекта отраслевой мостовой лаборатории ГП «БелДорНИИ» Евгений Николаевич Меркушов.
– Сюда стекаются данные со всех семи датчиков, установленных на каждом пролетном строении. А уже отсюда, через сим-карту по мобильной связи, информация уходит в наш научно-исследовательский институт.
– И что уже удалось узнать?
– Пока только подключаем оборудование. Да и эта половина моста закрыта для движения, поэтому никаких колебаний нет. Фиксировать их будет, когда начнется фрезерование дорожного полотна. Тогда можно будет видеть ситуацию в режиме реального времени с точностью до микрометра или тысячной доли миллиметра.
Благодарим собеседника за интересный рассказ и возвращаемся на поверхность. Здесь узнаем еще некоторые детали стартовавшей реконструкции. По словам Дмитрия Мацкевича, сейчас идут подготовительные работы – закупаются материалы и оборудование, начинается устройство строительных площадок.
Первым же этапом непосредственно реконструкции станет разборка существующих пролетных строение. Планируется, что она займет год. Вроде многовато, но этому есть объяснение.
– Мост будем разбирать максимально деликатно. С учетом действующих ограничений по массе, срезать дорожное покрытие выйдет только одна фреза и один самосвал, загрузить который мы сможем лишь наполовину.
Как мы ранее сообщали, от старого моста останутся лишь опоры. На них надвинут новые, стальные, пролетные строения. Как и в случае с титовским мостом, демонтаж и последующая надвижка будут осуществляться от левого берега к правому. Кроме материала, обновленный мост в точности повторит первоначальный. Те же две нитки – северная и южная, та же ширина проезжей части – 9,5, тот же габарит пешеходно-велодосипедной дорожки – 2,25. Ну и навеска, в виде турникетов, фонарей, отбойников. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на лето 2028 года.
А летом уже нынешнего года, МСУ-2 планирует приступить к ремонту еще одного бобруйского транспортного узла – путепровода по улице Крылова, у автовокзала. Об этом также сообщил Дмитрий Мацкевич. Проектный срок работы составляет 18 месяцев. Подробности еще одной дорожной стройки надеемся рассказать ближе к ее началу. Не переключайтесь!