Анастасии Аверьяновой 28 лет, сейчас она работает продавцом в одном из крупных сетевых магазинов Бобруйска. Хотя по профессии – логопед-дефектолог-олигофренопедагог.
Как логопед стал мерчендайзером
В 2010 году Настя поступила на заочное в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. И в тот же год устроилась на свое первое рабочее место – официантом в бобруйское кафе. Нужно было оплачивать учебу, чтобы исполнить мечту детства – работать с особенными детьми.
Так все шесть лет, пока училась в университете, и проработала в кафе. А после выпуска стала искать работу по специальности.
– Я очень люблю детей и искренне хотела работать с ними, – рассказывает Анастасия. – Но на тот момент вакансий по моей профессии не было, а долго искать я не могла – нужно было обеспечивать себя. И я пошла работать воспитателем в детсадик.
В детском саду девушка «продержалась» около 8 месяцев.
– На зарплату воспитателя особо не проживешь, – признается Настя. – Потолок был – 400 рублей. А мне хотелось и в дом что-то новое купить, и на права пойти, и отложить копеечку. Да и мы же – девочки, нам всегда хочется себя порадовать!
В 2017 году Анастасия устроилась в магазин мерчендайзером. Кстати, ее мама, которая всю жизнь проработала в торговле, была против ее выбора:
– Говорила, что будет тяжело, что зря я, что ли, шесть лет училась в универе… Но я маму не послушала, – смеется девушка. – Решила, что пока нет семьи и детей, можно поработать.
В конце 2019-го Настя перешла на позицию продавца в мясной отдел.
«Поначалу от работы волосы вставали дыбом»
Рабочий график продавца Анастасии: «два через два».
– Поначалу от работы волосы вставали дыбом, – говорит Настя. – Да, работа нелегкая, но есть хочешь заработать, то как по-другому? Зато нет беготни по городу, как у мерчендайзеров. Есть законный перерыв на обед в полчаса, который у тебя никто не заберет. Плюс еще два перерыва в течение дня – утром и вечером, по 15 минут, чтобы перекусить и отдохнуть. Для перерывов и перекусом в магазине есть специальное помещение с холодильником, чайником и микроволновкой.
А вот государственных праздников и выходных в общепринятом понимании у работников магазина нет: все трудятся по графику смен. Тут уж, как кому повезет, отмечает девушка.
«Что такое крестец, кто его знает!»
В обязанности продавца мясного отдела входит следить за качеством товара на витрине. В отделе Анастасии продаются сырые полуфабрикаты, мясо, фарш и т.п. Разобраться с ассортиментом было не так просто, как может показаться.
– Ой, я сначала вообще не понимала, где какие части мяса, знала только самые популярные. Где лопаточная часть, где тазобедренная, где шейный зарез, а где грудинка-брюшинка? А что такое крестец – кто его знает! Это был «темный лес». Но теперь меня называют мясной феей, – смеется девушка.
Сейчас Настя готовится получить «корочку» продавца, учится прямо на рабочем месте. Такую возможность предоставляет магазин. В конце июля девушке предстоит сдать экзамен и главном офисе компании.
– Это большой плюс, что есть такая возможность, и не надо нигде отдельно учиться, – говорит она. – Если человек целеустремленный, хочет работать, то ему будут помогать развиваться, для этого созданы все условия.
«Делаю глубокий вдох-выход и работаю дальше»
Самые трудные дни, по словам продавца, наступают, когда начинается большая акция.
– Идет большой поток людей, и к каждому нужно найти подход, – говорит Анастасия. – Что бы у тебя в жизни ни произошло, ты всегда должен быть с улыбкой. Это вообще любой работы касается, но у нас особенно важно сохранять доброжелательность. Ты должен прийти и отработать. Когда продавец встречает тебя с недовольным выражением лица, пропадает желание что-то купить.
На «токсичных» покупателей Настя научилась реагировать спокойно:
– Делаю глубокий вдох-выход и работаю дальше. Я сама по себе спокойный и неконфликтный человек, мое дело – уладить недопонимание, если оно возникло. Есть люди – как спички, но я не имею права так же реагировать.
Чтобы восстановить силы после тяжелого дня, Настя выключает звук в своем телефоне и спит до обеда. Помогает и мороженое-пирожное с чашкой вкусного кофе.
«Положите фарш ровненько в пакетик, чтобы не помялся»
И в работе продавца есть, конечно, место юмору.
– Недавно пришла семейная пара: всего несколько слов добрых сказали, и уже другое настроение. Ради таких людей хочется работать, – признается Анастасия. – Или мужчина как-то попросил: «Положите фарш ровненько в пакетик, как он на витрине лежит, чтобы не помялся». Я уже начала анализировать, как это так мне сделать. А он говорит: «Хорошего дня, девушка, это я пошутил, кладите, как хотите!», – смеется собеседница.
Продавцу приятно, когда «в ответ желают хорошего дня», и когда «покупатель, если передумал брать мясную продукцию, не кинул ее в первую попавшую морозильную камеру, а принес продавцу». Так мясо остается качественным и красивым для другого покупателя.
«Когда снимаю в конце дня маску и перчатки, чувствую кайф!»
По словам Анастасии, если в апреле из-за коронавируса людей в их магазине стало значительно меньше, то сейчас «все расслабились», и поток увеличился. И если среди покупателей только половина носит маски, работникам магазина в масках и перчатках приходится работать весь день. Ежедневно в установленные часы дезинфицируются корзины и дверные ручки. Каждое утро работникам магазина измеряют температуру.
– В маске, конечно, трудно, – говорит Настя. – Сложно дышать и разговаривать. Меняем их, как положено, раз в 2-3 часа. А перчаток у меня обязательно две пары. Поверх резиновых надеваю целлофановые, когда обслуживаю покупателей. Понимаю, что это – необходимость, но когда все снимаю в конце дня, чувствую кайф! Поначалу у меня был страх за себя, но потом как-то отпустила ситуацию. Работать надо, изменить я ничего не могу, остается только надеяться на свой иммунитет.
«Завмаг должен быть сильным человеком»
Продавец в магазинной иерархии – на первой ступеньке, он подчиненный для администратора зала, зав. производством, зав. секцией, зам. директора, директора магазина.
По итогам июня Анастасия была выбрана «продавцом месяца». От качества работы зависит и заработная плата.
– Руководство смотрит за нашей работой, если видят, что ты добросовестно выполняешь свои обязанности, то тебя поощряют, премируют, – рассказывает она. – Зарплата продавцов у нас начинается от 940 рублей.
На вопрос, нет ли амбиций стать со временем завмагом, продавец Анастасия отвечает так:
– Жизнь покажет. Сейчас меня все устраивает. Завмаг должен быть сильным человеком, а я пока такой себя назвать не могу.
Как дальше сложится, и будет ли Настя совершенствовать свои навыки в профессии продавца – она пока не загадывает.
– Может, захочу открыть свое дело, может, вернусь в образование или отучусь на массажиста. А еще многое зависит от того, кем будет работать мой будущий муж, с которым я пока не познакомилась, – смеясь, добавляет Анастасия.