«Ребенок спрашивает, откуда берутся дети. Что ему ответить?» Советует психолог

35.8k
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото pixabay.com.
«Мой пятилетний сын активно интересуется у меня, откуда он взялся. Я уже однажды ушла от ответа, не хочется говорить про капусту и аиста. Как объяснить ребенку такие вещи, не наговорив при этом лишнего и не запутав его? Когда стоит об этом говорить, не рано ли – в пять лет? Возможно, говорить об этом стоит не мне, а отцу ребенка?»

Совет от Лилии Рубцовой, главного внештатного психолога Бобруйска и Бобруйского района:

– Если ребенок задает такие вопросы – значит, он созрел для них. Поэтому не отвечайте фразами, вроде: «Ты еще мал для этого» или «Тебе еще рано об этом знать». Поверьте, ребенок найдет способ, как получить интересующую его информацию. Особенно, если он посещает детский сад.

pixabay.com
pixabay.com

Перед тем, как начинать сексуальное воспитание ребенка, повысьте свой уровень сексуальной грамотности. Поверьте, детского любопытства в этой теме меньше, чем родительского страха. Если нам трудно говорить на интимные темы с ребенком, вряд ли мы сможем говорить об этом и с собственным партнером, так что, отвечать на вопросы детей – хорошая мотивация, чтобы начать прорываться через свои страхи. Особенно тревожным родителям я советую купить «Сексуальную энциклопедию для самых маленьких», где доступным, детским языком объясняют вопросы физиологии и психологии отношений мужчины и женщины. Получите сами удовольствие от прочтения и будете знать, в каком ключе отвечать на все неожиданные вопросы ребенка. Книга рассчитана на детей 3-7 лет. Если вы чувствуете сильное смущение, предложите ребенку вместе полистать книгу.

В возрасте 3-5 лет лучше всего говорить с ребенком об отношениях родителей, о том, как он появился. Для начала можно узнать мнение малыша, что он думает по этому поводу, каковы его представления о собственном появлении на свет. Но не стоит рассказывать сказки про аистов, капусту и фабрику детей. Этим вы только запутаете малыша. Прежде всего – честность. Если вы боитесь сказать лишнего, отвечайте исключительно на вопрос, коротко и ясно, избегая подробностей. Например, вопрос: «Откуда я появился?», ответ: «Из моего животика». Если он задает вопрос про половые органы, не нужно читать лекцию со всеми анатомическими подробностями. Просто четко ответьте на поставленный вопрос. Если дополнительные вопросы не последуют – значит, ответ его устраивает, а вы можете взять тайм-аут, чтобы подготовиться. Если же спросил, ответьте: мы с папой полюбили друг друга, и из этой любви родился ты. Не задает других вопросов – не продолжайте.

Любопытство ребенка в этой теме лучше удовлетворять. Но отвечать на вопросы нужно в рамках запроса.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и, в первую очередь, психологически, предлагаю вам вопросы по возрастам, которое выявили детские психологи:

  1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами. При этом выясняет признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.
  2. У детей 3-4 лет возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?
  3. Детям 5-6 лет интересно, как дети попадают к маме в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?
  4. Младшего школьника в 6-8 лет волнует роль папы в появлении ребенка в семьи. Интересует, почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер? Могут ли у детей рождаться дети? На этом, как правило, любопытство детей останавливается, в этом возрасте этого достаточно.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений мужчины и женщины и рождение детей. Известно, что дети, которым родители все рассказывали правдиво, вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи», которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы. При необходимости посоветуйтесь с психологом.

Кроме того, помните, что знание – сила, это лучшая защита от сексуального нападения и посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграв на его любознательности.