Из любой собаки можно воспитать агрессора
Четыре года назад Алла Хомич завела питбультерьера, назвала Евой. По ее словам, она искала себе собаку-компаньона, с которой было бы комфортно гулять и в городе, и за его пределами. С темпераментом будущего компаньона определилась сразу – собака должна быть спокойной и выносливой. Трехмесячного щенка питбуля женщина приобрела у заводчика. Вначале Алле пришлось ее социализировать, потому что та боялась транспорта, людей, других собак. Хозяйка выносила ее на руках в многолюдные места, проезжала по пару остановок в транспорте, выгуливала вместе с другими неагрессивными собаками. После социализации щенка Алла обратилась к кинологу, чтобы пройти общий курс послушания для собак. Сегодня Ева стерилизована, привита, чипирована и зарегистрирована в ЖЭУ.
– Ева очень спокойная, послушная собака, отличный компаньон для долгих прогулок. Во дворе все ее знают, даже бабули на лавочке возле нашего дома любят Еву. Она любит, конечно, попугать котов, но я ей не разрешаю. Вместо этого она приносит мне мышей. А также Ева очень любит плавать.
После майского случая на Ванцетти, где питбуль покусал шестерых человек, Алла, выгуливая Еву, стала сталкиваться с враждебностью со стороны окружающих, владельцев других собак. Многие клеймят всю породу. Несмотря на то, что специалисты по собакам в один голос говорят, что дело не в породе, а в хозяине.
– Если собака у адекватного человека, то только один на миллион случаев, что собака проявит агрессию. А если у неадекватного, который изначально начал прививать агрессию, то это пороховая бочка. Собаку надо воспитывать, – в один голос утверждают кинологи Павел Андросик (13-летний стаж работы) и Анжелика Тауц, которая работает с собаками более пяти лет.
По их словам, из любого питбультерьера можно воспитать собаку, которая будет отлично ладить как с детьми, так и со взрослыми, а даже в совершенно неагрессивном лабрадоре развить не присущие этой породе качества.
формулировка «потенциально опасные породы» неверна, правильнее – «потенциально опасные владельцы»
Согласна с этим и руководитель бобруйского городского клуба служебного и декоративного собаководства Надежда Филимонова.
– Все зависит от человека. Собака просто так не нападет. Здесь есть два варианта: либо собаку натаскивали на человека, либо ее часто обижали люди.
По словам Надежды Константиновны, в ситуации, которая произошла на Ванцетти, также неверно винить конкретную породу.
– Нельзя даже говорить, что это питбуль. Об этом официально можно говорить, когда у собаки есть родословная о ее происхождении, где подтверждено, что это питбуль. У такой собаки есть клеймо или стоит чип, по которому можно определить владельца. Правильнее сказать, что это предположительно питбультерьер, и то, только потому что у собаки были обрезаны уши. Ведь возможно и так, что папа – питбуль, мама – другой породы. Владелец хотел иметь питбультерьера, и для большего сходства обрезал ее уши.
По словам Анжелики Тауц, кроме перечисленных причин, одним из факторов, который мог также спровоцировать нападение на человека – ее участие в собачьих боях. Но в таких случаях, на морде и туловище животного должны быть характерные рваные раны.
Люди выбирают собаку, ориентируясь на моду
В Беларуси установлен перечень потенциально опасных собак, в который входит 40 пород, в т.ч. питбультерьеры. Хотя многие кинологи ставят под сомнение существование некоторых пород из этого списка.
Павел Андросик поясняет: собак относят к потенциально опасным породам, потому что на генетическом уровне они могут быть немного более агрессивны, чем другие породы. Но Павел тут же повторяет, что формулировка «потенциально опасные породы» неверна, правильнее будет «потенциально опасные владельцы».
В своей практике Павел не сталкивался с тем, чтобы перед выбором породы будущие владельцы обращались за консультацией к кинологу.
– Часто люди выбирают собак, просто потому что она понравилась. Никто не задумывается, что надо учитывать темперамент собаки. Например, владелец любит пассивный отдых, а приобретает хаски, которые были популярны несколько лет назад. А потом жалуется, что собака разносит дом. Но это абсолютно нормально, потому что этой породе нужно движение. Вот один владелец ради хаски купил ролики, и катался с ней по несколько часов – этот пес был счастлив.
Перед тем, как покупать породу, правильнее что-то о ней узнать, и честно себе ответить: а готов ли я воспитывать собаку и гулять с ней столько, сколько потребуется.
Надежда Филимонова также вспомнила один из таких случаев:
– Люди хотели завести овчарку. После разговора с ними я поняла, что эта порода им не подходит, и предложила присмотреться к «комнатным» породам собак. Меня не послушали, приобрели овчарку, ее воспитанием не занимались. Как итог – овчарка покусала хозяев. После этого они ко мне пришли с просьбой забрать собаку.
В документе, где приведен перечень потенциально опасных пород, также указано, что все владельцы, которые содержат собак потенциально опасных пород, обязаны пройти специальные курсы в кинологических клубах для получения удостоверения (справки) о порядке разведения, содержания и ухода за собаками.
Надежда Филимонова добавляет, что в первую очередь будущих владельцев таких пород надо направлять на психиатрическое обследование, и, если диагноз – здоров, только после этого начинать проходить другие этапы.
Что касается таких курсов, как раз владельцы потенциально опасных пород туда не рвутся. Например, в бобруйском городском клубе служебного и декоративного собаководства сегодня состоит десять человек, и в основном это владельцы собак мелких пород, таких как йоркширский терьер.
Если в теории владелец такой породы должен пройти курсы, то на практике, в лучшем случае, все заканчивается инструкцией, где владельцу рассказывают о том, как правильно содержать собаку в городских условиях.
– При регистрации такой породы ЖЭУ отправляет хозяев к нам в клуб, где они проходят инструктаж и получают соответствующую справку, и идут в свое домоуправление, где пса должны зарегистрировать, – поясняет руководитель клуба.
Курсы же послушания надо проходить у кинолога, и конечно, они платные. Немногие, взяв собаку, готовы платить еще и за воспитание.
Как правильно вести себя при нападении, рекомендации кинологов Павла Андросика и Анжелики Тауц:
– От собаки убегать нельзя. От нее надо отходить спиной, чуть приподнимаясь на носках, поднимая плечи, не приседать.
В глаза не смотреть, но держать животное в поле зрения.
Пытаться успокоиться, так как животное чувствует страх через дыхание.
Эмоционально не кричать, но спокойно и громко сказать что-то строгое в отношении нее, например, «Нельзя», или «Фу!»
– При нападении использовать подручные средства в качестве щита: сумку, палку и т.д.
Палкой животное не бить, а защищаться. Например, если собака пытается укусить за ногу, поставить палку возле ноги.
Насколько мы ответственны? Результаты опроса
После происшествия на Ванцетти, «Вечерний Бобруйск» запустил опрос «Насколько это большая ответственность – завести собаку?» За шесть дней проголосовали 327 человек. 83%! ответили, что это такая же большая ответственность, как завести ребенка, 9% – да, ответственность большая, поэтому собаку не куплю, 7% считают, что ответственность только на владельцах больших собак, и только 1% ответил «Какая ответственность, это же просто животное». Картина просто идеальная.
На практике же ситуация совсем другая. Алла Хомич, которая около трех лет курирует передержки потенциально опасных пород собак, говорит, что ей очень часто звонят с просьбами забрать животных.
– Такие звонки раздаются через день. Собака надоела, стала не нужна, заболела, состарилась.
Сталкивалась Алла и со случаями, когда владельцы над собаками издевались, избивали их. Но, к счастью, такие истории редки.