Возможно, все покупатели сейчас, как и мы, работают, а за обновками ходят в выходные? «Торговли нет и в субботу», – разочаровали продавцы.
Торговые центры пустуют, потому что январь и бобруйчане экономят после праздников, или такой вид торговли становится непопулярным?
Хотели бы купить, но денег нет
По мнению директора ТЦ «Купец» Владимира Колошманова, в снижении количества покупателей в торговых центрах в первую очередь виновата упавшая покупательская способность, то есть безденежье. Во вторую – наличие большого количества секонд-хендов и так называемых азиатских магазинов. Последние завозят дешевый и низкокачественный товар, но в силу первого фактора составляют большую конкуренцию продавцам торговых центров, считает Владимир Николаевич.
– Январь-февраль – всегда тяжелые месяцы, многие арендаторы работают «в минус», а некоторые на этот период предпочитают закрываться, – говорит директор ТЦ. – Эту же картину можно увидеть на центральном рынке: некоторые продавцы выходят только в выходные.
Торговый центр «Купец» открылся в 2010 году, и, как отмечает В. Колошманов, ситуация с каждым годом только ухудшается:
– Я часто слышу от арендаторов, что люди и хотели бы купить, но нет денег. Да и сам вижу, что в рабочий день посетителей почти нет.
Поэтому дирекция ТЦ пошла навстречу коллективному обращению своих арендаторов и временно понизила арендную плату.
Продавцы: «Выживаем с божьей помощью»
К сожалению, никто из предпринимателей, арендующих торговые площади в разных ТЦ города, не захотел назвать свою фамилию, поэтому мы можем написать только имена.
Мария торгует детской одеждой в торговом центре на ул. Социалистической уже около 15 лет. Казалось бы, товар беспроигрышный, вне времени, к тому же на детях обычно не экономят, но бизнес-стратегия не сработала.
– Если года четыре назад я закупалась практически каждую неделю, то сейчас последний раз обновляла ассортимент в начале декабря, а в следующий раз планирую ехать к поставщикам где-то в середине февраля, – говорит Мария.
Детские вещи в этом павильоне можно купить по цене от 10 до 40 рублей, есть и подороже. По словам предпринимательницы, раньше к ней в павильон заходили и покупали каждый день, а сегодня часто день за днем не продается ни одной вещи, даже несмотря на возможность рассчитаться картами рассрочки.
– Сегодня я ничего не зарабатываю, – признается женщина. А на вопрос, зачем тогда она здесь сидит, отвечает:
– Просто я уже на пенсии, а дома сидеть не хочу.
Хозяйка павильона нарядной женской одежды в ТЦ «Купец» Анна в торговле около 10 лет. И тоже, если раньше обновляла ассортимент и по два раза в месяц, то теперь наоборот – раз в два месяца.
– Покупатель не видит сегодня в нашем товаре ничего для себя привлекательного, – считает Анна. – Даже на свадьбу люди не хотят покупать праздничную одежду, а выбирают ту, которую можно будет носить после. Чувствуется, что у людей в душе нет праздника.
А еще, по мнению предпринимательницы, причина в малых заработках («Большинство сколько получает? 350-400 рублей») и в картах вроде «Халвы»:
– Это же кабала страшнейшая. Многие привыкают жить не по средствам, а когда это уже понимают, начинают бояться ходить по магазинам, чтобы не возникало соблазна снова что-то купить. У человека возникает опустошенность, потому что нахватали, а удовлетворения душевного от этого не получили.
По словам Анны, на этой неделе к ней в павильон зашли всего два человека – «чтобы просто померить».
– Выживаю сегодня только с божьей помощью, – признается она. – Я пробовала делать скидки: на вторую вещь – 30 процентов, на третью – 40, но это не сработало. У нас ведь небольшой товарооборот.
В ТЦ на Советской Людмила торгует нижним бельем от итальянского бренда. По словам ИП-шницы, сейчас настало время «некачественной дешевой одежды», а ситуация в торговле напоминает ту, которая была в 1993 году:
– В 90-е годы доходы у населения были никакие, появились стоковые магазины. Потом ситуация улучшилась, и люди стали покупать хорошую одежду. Сейчас же все возвращается.
Когда-то у Людмилы, по ее словам, «была дорогая точка»:
– Клиент ко мне всегда приходил состоятельный и покупал сразу по несколько вещей. Сейчас такого нет. Сегодня я уговариваю людей, а некоторые товары продаю в рассрочку.
А весь заработок, по ее словам, уходит «только на аренду и другие платежи».
– Мы в этом году первый раз даже на новогодний корпоратив не пошли, а ведь до этого всегда собирались коллективом торгового центра, – рассказывает владелица павильона. – Собирали по 40 рублей с человека, но не у всех получилось заработать.
В апреле Людмила собирается закрываться. Такая перспектива ее не слишком пугает, поскольку она уже на пенсии.
Покупатели: «Ну разве это скидки?»
37-летняя Юлия Сакович работает в фитнес-клубе. Она любит обновлять свой гардероб, но одежду предпочитает покупать во время поездок в Европу или на распродажах известных брендов в Минске.
– Если у людей есть деньги, они стараются закупаться в той же Польше, потому что там можно купить хорошие вещи, которые значительно дешевле, чем в Беларуси, – говорит Юлия. – У нас же большие наценки на товар не самого лучшего качества. И не работает система уценок и скидок на товар, который не продается по несколько лет. А те, у кого доходы низкие, предпочитают секонды. Одежда там дешевая, ужасного качества, но люди ее покупают тоннами. На самом деле, я считаю, это совсем не экономно.
23-летняя Юлия Рыдзевская любит ходить по магазинам, присматривать одежду для себя и своей маленькой дочери. Но тоже считает: маловато распродаж в Бобруйске.
– Недавно в одном из торговых центров хотели купить ребенку куртку-парку. Стоит она 65 рублей, со скидкой отдавали за… 56. Но разве это скидки? Почему не по 45 рублей? Тогда, я думаю, точно купили бы.
Что в итоге
В торговых центрах Бобруйска так мало людей, потому что…
По мнению ИПэшников:
- У людей нет денег.
- Огромное количество секонд-хендов в городе.
- Покупатели ушли в интернет-магазины и гоняются за брэндами на распродажах.
По мнению покупателей:
- Денег мало, приходится экономить.
- Слишком высокие цены на одежду в Бобруйске.
- Мало скидок и распродаж в торговых центрах города.