Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42.
«Если композиторы «ставят» нам слух, то живописцы – зрение, наблюдательность, умение жить в отраженном мире, – пишет Наум Сандомирский в книге «Местечко-2». – Этим постоянно озабочен и еще один интересный человек наш земляк Иван Петрович Булгаков. Лирик, склонный к философскому размышлению. Каждой своей очередной работой как бы говорит: надо не только смотреть, но и увидеть.
Около его работ думаешь: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» сколько на картинах этих самых «законсервированных» мгновений. Названия разные: «Зима», «Старые ивы», «Полдень», «Восход луны», «Вечер»…
Они просты, непритязательны, им не к чему прятаться за нередко ложную многозначительность формулировок. Уже после первых же минут воспринимаешь их как условность. Все сливается в едином чувстве, которое переживается как натуральный, естественный переход состояний. Однажды прочувствованные автором, они передаются тебе. Струятся, перетекают, плещутся в душе, которая на некоторое время превращается в сообщающийся сосуд, как бы подключенный во время созерцания к кровеносной системе творца.
Кроме того, он умеет удивлять. Как-то однажды приятно поразил, выпустив детскую книжку в одном рукописном авторском экземпляре под названием «Трудный хлеб», где очень органично совпали автор текста и иллюстратор. Хотя при некотором раздумье, чему ж удивляться? Ведь он, как ребенок, по-прежнему умеет радоваться простым вещам.
Полету птицы, росту травы и цветка, игре света на оконном стекле. На общем фоне девальвации чуда, когда и полет в космос – будни, такое качество становится уникальным. А ведь жизнь тоже не баловала, хоть и начало было обнадеживающим, перспективным, Учеба в Московском училище живописи, где занимался у народного художники СССР Бориса Иогансона, планы, перспективы.
Но потом война, плен, тюрьма, реабилитация… Все это только в листочке автобиографии для отдела кадров близко. А в жизни всякого хватало, и никто уже не вернет годы, перечеркнутые для творчества. Разве таковым можно считать десятка километров плакатов, транспарантов, оформлений стендов и прочей идеологически «выдержанной» продукции.
Призвание художника на многие годы превратилось в средство кустарного зарабатывания денег. И если окончательно не потерял себя, то это только благодаря внутренним резервам, огромному запасу оптимизма, какой-то экологически чистой человеческой структуры.
Лишенный возможности прожить молодость творчески активно, «второе дыхание» обрел в пожилые годы, Ученики, выставки, встречи. В разное время его работы побывали даже в Московском манеже, своеобразной Мекке художников.
Помню, мы как-то разговаривали с ним о таком неуловимом и специфическом понятии, как счастье. В том плане, состоялось ли оно у него? Четкого ответа, как и ожидал, не услышал.
До сих пор известен только один человек, который сумел найти этому понятию денежный эквивалент. Да и тот вымышленный герой Шура Балаганов из «Двенадцати стульев», оценивший свое счастье на сумму шесть тысяч четыреста рублей. Считал, что именно с этой суммой ему будет на свете хорошо.
А таким людям, как Иван Петрович, по-настоящему хорошо бывает только рядом с любимым делом. И поскольку никаким жизненным обстоятельством не удалось отлучить его от холста и кисти, то в этом плане он человек действительно счастливый. Считает, что жизнь удалась. В том, конечно, объеме, как она вообще может реализоваться на этой земле».
Продолжение следует!
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.