О предыдущем дне суда читайте здесь.
Напомним, вчера, 8 января, прокурор запросила для обвиняемого в двойном убийстве Александра Осиповича наказание в виде смертной казни.
14.50.
До оглашения приговора в зале судебных заседаний разрешили вести фото- и видеосъемку. В зале полно представителей местных и республиканских СМИ. Разрешается задавать вопросы обвиняемому Александру Осиповичу, который находится за решеткой, только близко подходить к нему охранники категорически запрещают.
Осипович говорит журналистам, что раскаивается и просит прощения у родственников погибших. Вину свою он признает частично:
– Сделали из меня маньяка, говорят, что я их расчленял. Я их не расчленял и не собирался этого делать.
– На какой приговор рассчитываете?
– На справедливый.
Представители СМИ интересуются, будет ли Осипович обжаловать приговор. Тот отвечает, что это будет зависеть от того, каким он будет. Спросили и о том, как с обвиняемым обращаются в СИЗО. Тот ответил, что никаких претензий к сотрудникам изолятора не имеет.
В зале заседаний несколько десятков человек: помимо представителей СМИ, родственники и знакомые обвиняемого и потерпевших, просто горожане, которые желают узнать, чем закончится это дело. Матери погибшей Кристины Крюшкиной, Елены Михайловны, нет, по каким-то причинам она не смогла приехать на приговор.
15.05.
Судья потребовал прекратить съемку в зале заседания.
15.07.
Судья озвучил приговор. Cудебная коллегия Могилевского областного суда постановила: Осиповича Александра Викторовича признать виновным в умышленном противоправном лишении жизни двух человек, совершенном с особой жестокостью, и на основании пунктов 1 и 6 части 2 статьи 139 УК РБ приговорить его к исключительной мере наказания – смертной казни. Меру пресечения до вступления приговора в законную силу оставить прежней – содержание под стражей.
Также суд постановил взыскать с обвиняемого в пользу Климовой Нины Алексеевны (матери погибшей Олеси Климовой) в счет материальной компенсации морального вреда 100 тысяч рублей, а также расходы на погребение дочери 1339 рублей. В пользу Крюшкиной Елены Михайловны (матери погибшей Кристины Крюшкиной) с подсудимого будет взыскана сумма в 1241 рубль. Будет взыскана и госпошлина в сумме 205 рублей. Для добровольного исполнения решения суда в части гражданских исков установить срок в один месяц со дня вынесения приговора.
Подсудимый также должен возместить и расходы на проведение следственных действий в сумме 12487 рублей.
Приговор может быть опротестован в течение 10 суток со дня провозглашения в Верховном суде.
Сам Александр Осипович и его родные выслушали приговор молча. На лице обвиняемого полное отчаяние. Его мать вытирает слезы платком.
При выходе из зала суда журналисты спросили у Нины Климовой (матери погибшей Олеси) о том, что она думает о решении суда. Нина Алексеевна ответила, что полностью довольна приговором.
– Моя девочка хотела жить. У меня нет претензий ни к следствию, ни к суду. Единственное, что вызывает возмущение – это поведение подсудимого. Он и сейчас утверждает, что не собирался расчленять тела. Но у него все было готово к расчленению. Поэтому я и не верю в его раскаяние. И таких надо казнить, чтобы никто не смел больше поднять руку на другого человека. Будь то девушка или парень.
Нина Климова обратилась ко всем девушкам с призывом: никогда не ходить в гости к малознакомым мужчинам.
– Ну что я могу сказать. Молодежь у нас такая – она ж нас не слушает, я понимаю. Но я молодым хочу сказать. Пусть они на примере наших девочек, после того, что случилось, пусть каждый их них задумается, прежде чем пойти с кем-то. А не просто так – бесшабашно собрались и пошли. Видите, как получилось. То есть на лице у него не было написано, что он убийца и маньяк. А вот видите, в итоге что вышло. Поэтому, прежде чем пойти, надо хорошо знать человека. Я понимаю так: они просто не боялись, потому что думали, что вдвоем они справятся. Кто ж знал, что он занимался каратэ и боксом.
– Вам легче будет, если его расстреляют?
– Честно говоря, я не знаю. Наверное, только после того, как это случится, мне станет легче. Но я и на пожизненное тоже была бы согласна. Потому что там, говорят, так с ними обращаются, что он бы вспоминал их (убитых – ред.) каждый день. Но ему достаточно и месяца того, когда он будет понимать: его собираются убить.
– А какая ваша реакция будет, если его помилуют?
– Даже если ему дадут пожизненное, думаю, от этого лучше для него не станет, а, может, еще и хуже. Убийство – это месяц подождал и все, его убили.
– А вы готовы ходатайствовать о том, чтобы его помиловали?
– Нет, я не готова. Потому что я действительно хотела, чтобы он умер. Почему они должны лежать такие разбитые, страшные? Они же тоже умоляли его о помощи. Я так понимаю. Но он же не пожалел их он, он, наоборот, добивался того, чтобы убить, и страшно убить.
После оглашения приговора на вопросы журналистов ответила гособвинитель Ольга Иванова. Она отметила:
– Данное преступление повторное, в отношении двух лиц, с особой жестокостью. Я думаю, что человека пора остановить.
Кстати
Это первый смертный приговор, вынесенный в Беларуси в 2019 году. В прошлом году казнили четырех человек: неоднократно судимого жителя Наровли Алексея Михаленю, который в марте 2016 года совершил убийство соседей-пенсионеров; Виктора Летова, который в 2017 году был признан виновным в убийстве сокамерника в ИК в Глубоком, а также двух фигурантов дела «черных риелторов» Семена Бережного и Игоря Гершанкова.