Предприниматели, цыгане, отпускники
Будний день, около 16 часов, ломбард на Дзержинке, в который зазывает мультяшный герой-бизнесмен – Скрудж Макдак. Клиентов внутри нет, но, по словам товароведа Валентины Корбаль, только перед нами разошлась очередь, а в среднем за день бывает около 25 человек. В последние два-три года, отмечает она, людей чуть прибавилось.
Женщина рассказывает: более 80 процентов посетителей их ломбарда – постоянные клиенты, которые «наработаны годами», и они, как правило, всегда свои вещи выкупают. Многие из них – это предприниматели, которым нужно закупить товар, а денег не хватает. В среднем они сдают драгметалла на 1 000 – 2 000 рублей. Один предприниматель, приводит пример Валентина, ежемесячно закладывает «золота» на 1 000 рублей (примеч. чтобы получить такую сумму, надо сдать около 30 граммов золота) и едет за товаром, а потом, заработав, все драгоценности выкупает.
Товаровед также рассказала, что перед Радуницей частыми гостями ломбарда становятся представители народности рома, которые также закладывают золото. Позже почти все выкупают обратно.
Но основная часть клиентов – это обычные люди, которым на что-то не хватает денег. Нередко в ломбарды приводят нужны не первой необходимости.
– Пару лет назад к нам пришла девушка, которая хотела поехать на море, но ей не хватало на билет около 500 рублей. Она прибежала к нам за два дня до выезда со словами «на море украшения точно не нужны» и заложила все золото. Вернулась из поездки и выкупила, – вспоминает Валентина Корбаль. – А еще есть постоянная клиентка, которая любит себя радовать покупками. Она часто закладывает вещи, но затем и выкупает.
В основном клиенты спокойные, говорит специалист, и знают процедуру сдачи и выкупа заклада. Но есть и такие, которые забывают о сроках, а когда уже поздно, приходят в ломбард и начинают скандалить. Дело в том, что если невостребованная в течение договора (до месяца) техника затем продается в самом ломбарде, то золото через 30 дней описывается и отправляется в государственное хранилище, вернуть его уже нельзя.
Бывает, рассказывает Валентина Корбаль, что дочка или сын проигрались в автоматы, приходит мама и хочет выкупить заложенное. Но забрать вещь может только тот, кто ее сдал. Когда клиент понимает, что договориться не получится, начинает ругать своего ребенка за то, что тот проиграл, а товароведа – за то, что взяла вещи.
Смартфоны, мультиварки и обручальные кольца
В ломбарде на Советской клиентов при нас тоже не оказалось. Товаровед Ольга объясняет: в среднем за день приходит 5-7 человек.
По словам женщины, в их ломбард, как и в остальные, обычно несут изделия из драгоценных металлов и бытовую технику, смартфоны. Технику принимают не любую – она должна быть относительно новой, рабочей и с документами.
Из «ювелирки» чаще всего приносят обручальные кольца, причем обычно их сдают клиенты среднего возраста. Все подобные изделия оцениваются по весу. Если в них есть драгоценные камни, то они при оценке не учитываются (невозможно установить подлинность – ред.).
В 2011 году, вспоминает товаровед, принимали и столовые приборы. С тех пор на витрине для неликвида лежат шесть вилок за 31 рубль.
Обычно все спокойно, говорит Ольга, но бывают и напряженные моменты. Например, когда сдают краденое. Однажды мужчина принес ноутбук, телефон и пылесос, а через какое-то время в ломбард пришла милиция. Как оказалось, заявление написала свекровь, зять которой все выносил из дома. В таких случаях ворованный товар официально изымается. Несколько раз товароведов по таким делам вызывали в суд.
За семь лет, которые Ольга работает в ломбардном бизнесе, клиентов больше не стало, считает она. Но вот контингент изменился:
– Стало меньше тех, кому надо на выпивку, а больше тех, кому действительно нужны деньги. Кому-то не хватает на несколько дней до зарплаты, а у кого-то ее задержали, у людей садики, квартиры, кредиты. Бывает, что клиенты приходят и начинают извиняться, объясняться, чувствуешь, что им стыдно и некомфортно. Те, кто вот так рассказывает, обычно скоро сданную вещь и забирают.
«Проще заплатить процент, чем одалживать»
– Со своей бедой к нам приходят спокойные нормальные клиенты, большинство которых мы знаем. Это люди разных возрастов и разных статусов, даже молодые мамочки бывают, – рассказывает товаровед круглосуточного ломбарда на Советской Инна Олейник.
Здесь, отмечает женщина, день на день не приходится: бывает 10 человек, а бывает и 40. Больше клиентов становится незадолго до «получки» на предприятиях и перед 20-м числом, когда многим нужно платить кредиты. Чаще заглядывают в ломбард и перед праздниками, особенно перед Новым годом.
– Никто уже не суеверен и не боится Новый год встретить в долгах, потому что они и так есть у каждого.
За разговорами Инна вспоминает одного постоянного клиента, которому за 70 лет. По ее словам, пожилому мужчине не хватает пенсии, и, чтобы дотянуть до нее, он ежемесячно сдает радиоприемник, а в начале следующего месяца его выкупает. Как-то он объяснил: ему проще заплатить процент ломбарду, чем одалживать у кого-то деньги.
– Я ему посоветовала обратиться на предприятие, где он работал перед пенсией, за материальной помощью. Но он уверен, что там ему не помогут.
Хотя клиенты ломбарда, рассказывает специалист, в основном адекватные люди, у нее всегда перед собой есть «черный список». Попадают в него те, кто по каким-то причинам утратил доверие, или те, кого туда попросили внести близкие.
– Например, мама просит не брать вещей у сына – мы это исполняем. Когда к нам приходит такой клиент, то отвечаем ему, что он в черном списке, «база не пропускает, извините».
«Кого-то такие организации спасают», а кто-то на них зарабатывает
Во время разговора в помещение забегает первая клиентка. Быстро переговорив со специалистом, девушка пулей «вылетает» обратно. Не устроила цена?
А вот молодой человек, вошедший за ней, никуда не спешит и скрупулезно выясняет все нюансы сдачи мобильного телефона. Как оказалось, 18-летний Дмитрий пришел в ломбард первый раз. И привела его сюда не нужда, а задатки начинающего бизнесмена. По словам Дмитрия, у него кто-то попросил деньги под проценты, всей суммы у парня нет, но сделка настолько выгодна, что он думает сдать в ломбард на месяц свой телефон «Samsung Galaxy A8» 2018 года. Хотя через 30 дней ему надо будет заплатить более 80 рублей процентов.
– Ломбарды зарабатывают на нас, а кто-то зарабатывает и на ломбардах, – улыбается молодой человек.
Кстати, такие вещи оцениваются следующим образом: специалист смотрит стоимость модели в Интернете и, учитывая состояние техники, предлагает сумму. Например, Дмитрию могут выдать около 190 рублей.
Сразу за ним заходит молодая пара и принимается изучать витрину. 30-летний Олег и 25-летняя Анастасия пришли присмотреть телефон: у мужа, говорит девушка, его недавно украли.
– Новый смартфон стоит около 600 рублей, а здесь такой же можно найти за 200 рублей, – объясняет Олег. – Вы сами знаете, какие у нас сегодня зарплаты. С рук покупать не хочется, а в ломбарде можно найти телефон на гарантии.
Молодые супруги вовсе не считают, что ломбард – это зло:
– Кого-то такие организации спасают. Ведь иногда действительно нужны деньги, а взять или одолжить не у кого.