«Наверное, предпринимательство у меня в крови»
Герой этой истории родился и вырос в Бобруйске. Его родители Раиса Григорьевна и Виталий Мелентьевич, переехавшие в Беларусь с Урала, трудились на шинном комбинате. Святослав Бойко окончил 20-ю школу, отучился в химтехникуме (нынешний Механико-технологический колледж, прим. авт.) и поступил по своей специальности в Белорусский государственный технологический тогда еще институт, а ныне университет.
– Мне эта специальность был неинтересна, – признается Святослав Витальевич, – институт я оставил и не пожалел. Доучивался уже в Бобруйске, в институте предпринимательства, потому что эта сфера мне была интересна с детства.
Действительно, самые первые деньги Святослав заработал еще мальчишкой, продавая ребятам во дворе жвачку, которой иногда угощал его дядя, работавший на «Шинном».
– Тогда на завод приезжали немцы, англичане – ставили оборудование. И привозили всякое. И вот когда дядю угощали, он приносил мне, а я уже по пластиночке продавал друзьям за какие-то копейки, – улыбается воспоминаниям наш собеседник.
– Вообще, я к работе и заработку стремился всегда. Еще в техникуме работал в стройотряде. В Мышковичах на кирпичном заводе получил даже 480 рублей! По советским временам это были огромные деньги. Но то была зарплата, а не прибыль.
Позже у моего товарища был кооператив. Мы пробовали делать плиточные панно: рисовали, обжигали и продавали их. Было интересно, и вот там уже была прибыль, хоть и небольшая. Потом мы, как и многие, начинали с ввоза товара в Польшу, позже стали оттуда брать машины и здесь их делать. Затем начали продавать машины в Москве. В общем крутились.
Святослав Витальевич успел поработать и на предприятии, но, признается наш герой, это ему быстро наскучило.
– Уже в двухтысячных у отца было совместное предприятие с «Белшиной», и я там возглавлял отдел по реализации шин. Тогда это называлось «инженер по сбыту и снабжению». Когда в результате реорганизации на «Белшине», все совместные предприятия были упразднены, я еще на два года остался работать на заводе старшим мастером в цеху вулканизации.
Зарплата выходила хорошая, но мне было интересно только первые два месяца, пока разбирался что к чему. А потом, когда уже наладил процесс, и работники были такие, что по 15 раз повторять не нужно, то руководить можно было, не выходя из кабинета – работать стало тоскливо. Мне нужно было движение, вызовы! Наверное, предпринимательство у меня в крови.
Через два года Святослав Бойко, уставший от нелюбимой работы, вновь занялся тем, что лучше всего умел – бизнесом.
– Мы с товарищем занялись оптовыми поставками овощной продукции из Польши. Но это тоже было не то. Я хотел какое-то серьезное, большое дело.
«Помню, было всего шесть полок»
– Моя уважаемая теща Нина Владимировна когда-то была одной из первых предпринимателей в Бобруйске, кто начал заниматься обувью. А моя жена Ольга работала у нее продавцом. Они уже очень хорошо разбирались во многих вопросах, поэтому мы с супругой решили начать семейный бизнес именно в этом направлении.
Новое дело увлекло Святослава Витальевича. Это был настоящий вызов, ведь необходимо было с нуля изучить все нюансы: от используемых в обувном производстве материалов и стандартов качества до вопросов логистики.
– Я открывал интернет и читал все, что мог найти, – увлеченно вспоминает Святослав. – Что бы ни случилось, по два часа каждый день я выделял на это. И мы ездили на различные выставки, форумы, лично знакомились с поставщиками и производителями.
Сейчас я, просто взяв обувь в руки, могу сказать, качественная она или нет, будет носиться или развалится. Ведь две на вид абсолютно одинаковые модели могут быть совершенно разными по качеству, хоть покупатель может и не отличить. Поэтому бывает на одной паре ценник 50 рублей, а на точно такой же с виду – 100. Все зависит от качества и закупки.
Сначала супруги Бойко продавали только детскую обувь. В долги, по словам Святослава, «никогда не входили» – использовали накопленный за годы различной предпринимательской деятельности стартовый капитал.
– Начинали мы с мизера в «Альянсе» – павильончика в 14 квадратов. Помню, было всего шесть полок. С одной стороны стояли размеры побольше, с другой – три полочки с размерами поменьше. И мне сначала довелось самому поработать продавцом. Поэтому я знаю действительно все тонкости своего дела. Так наловчился, что мог на глаз определить: у этого ребенка 34-й размер обуви, а у этого 32-й.
Мы потихоньку расширялись. Обувной бизнес требует очень больших вложений, особенно детская обувь. По той причине, что очень большие группы размеров: детская, малодетская, школьная, подростковая. И на все четыре категории нужно дать ассортимент: девочки и мальчики, летняя, осенняя, весенняя и зимняя, спортивная и классическая, и так далее. Это сразу очень большой объем закупок.
Супругам Бойко приходилось экспериментировать с брендами. Очень качественная, но далеко не бюджетная обувь известных марок не пользовалась спросом у бобруйских покупателей. Со временем предприниматели переориентировались на российские и проверенные китайские бренды.
С помещением для торговли тоже бывало непросто. Ольга и Святослав открывали и закрывали «точки» в разных районах и торговых центрах города, ориентируясь на спрос и поток покупателей.
– Иногда стартовали хорошо, но потом продажи падали, – объясняет наш собеседник. – Мы искали другое помещение и начинали заново. Зато сейчас у нас 4 магазина в разных районах Бобруйска и в самых проверенных местах. В выборе брендов, которые предлагаем покупателю, уже давно придерживаемся двух критериев: доступная цена и качество, за которое нам не будет стыдно.
«Моей семье хватает денег на достойную жизнь»
Со временем у супругов Бойко возникла идея расширить предприятие и охватить всю Беларусь. Для этого был создан бренд BYSTEP и интернет-магазин.
– Отправляем обувь в любую точку страны удобным покупателю способом. И у нас на сайте представлены только те модели, что есть в наличии, а это за год более 5000! Один только сайт обрабатывает более двух тысяч заказов в год. Правда, я сторонник того, чтобы лично примерять обувь перед покупкой, ведь у всех нас много индивидуальных особенностей: подъем, полнота ноги и прочее.
Некоторые, особенно наши постоянные клиенты в Бобруйске, присматривают модель на сайте, а потом уже приходят в магазин, точно зная, что им надо, и не теряя времени.
Однако розничной торговли Святославу Бойко показалось недостаточно. Предприниматель должен постоянно развиваться, уверен он, искать новые решения и перспективы:
– Поэтому около десяти лет назад было решено заняться оптовыми продажами. Поставщиков мы уже хорошо знали, логистика была налажена, опыт огромный накоплен. И мы предложили свои услуги предпринимателям Беларуси. Для этого создали отдельную интернет-платформу SHOESOPT. И сейчас это самая большая интернет-площадка по оптовой продаже обуви в Беларуси – в любом запросе Google и Yandex она на первом месте без всякой рекламы.
– Здесь, конечно, работа очень разнообразная. Мы и с предприятиями работаем, и с индивидуальными предпринимателями. На оптовой платформе мы уже обрабатываем более 1000 заказов в год, и каждый – на много десятков и даже сотен пар.
Долгое время мы являлись официальными представителями одной из крупнейших российских интернет-платформ оптовой торговли «КИФА». И сегодня у нас на площадке представлены 50 тысяч позиций от трех сотен поставщиков, включая такие крупные оптовые платформы как «VZV.SU», например.
Чтобы обеспечить работу магазинов и онлайн-площадок семье Бойко понадобилось много дополнительного места для их товаров.
– У нас собственные склады c постоянным наличием необходимого запаса обуви, – объясняет предприниматель. – А еще мы давно сотрудничаем с очень надежной, проверенной логистической фирмой «M&M», которая оперативно доставляет заказы в любые уголки Беларуси.
На вопрос о том, насколько прибыльный это бизнес, Святослав Витальевич отвечает: «Моей семье хватает денег на достойную жизнь».
– У предпринимателя нет зарплаты, есть прибыль. Она приходит и сразу часть ее вновь возвращается в дело. Не буду прибедняться: у меня есть хорошая квартира, хорошая машина. Мои дети ни в чем не нуждаются. И я имею возможность платить достойную зарплату своим сотрудникам, – говорит собеседник.
Последнее подтверждается тем фактом, что вакансий продавца в магазинах сети BYSTEP вы не найдете. Некоторые сотрудники работают здесь уже по 10 лет, и текучки кадров тут не бывает.
– Мы своих сотрудников ценим, ведь как ты себя поведешь с людьми, так и они к тебе будут относиться. Поощряем, если, например, они хорошо распродают остатки предыдущей коллекции, – говорит предприниматель.
– У продавцов есть фиксированная ставка, а дальше все зависит от них: сколько заработал, столько сверху и получил, как и везде в продажах. Любые вопросы решаются мирно и спокойно. Мы и детей своих учим: каждого человека нужно уважать.
Но и требования к сотрудникам, подчеркивает Святослав Витальевич, предъявляются высокие: доскональное знание ассортимента, особенностей подбора обуви для каждой возрастной категории, тактичность, коммуникабельность, аккуратность и честность.
– Так что в наших магазинах покупателям очень комфортно, – резюмирует собеседник.
«Главное, чтобы наши дети выросли достойными, добрыми людьми»
У Святослава и Ольги Бойко есть пятнадцатилетний сын Алексей и девятилетняя дочь Кира. Дети учатся в бобруйской гимназии №2 и, по словам отца, уже проявляют некоторый интерес к предпринимательству.
– У старшего были попытки торговли на «Куфаре», а младшая делала браслеты, которые мы ставили в свой магазин. Вот она какие-то копеечки тоже получала с этого. Но я думаю, что пока еще им нужно немножко осознать, что такое предпринимательская деятельность.
Но принуждать детей идти по стопам родителей Святослав Витальевич не собирается. Для него важнее другое:
– Главное, чтобы наши дети выросли достойными, добрыми людьми. Мы, как я думаю, подаем им хороший пример.
Как и многие бобруйские предприниматели «старой гвардии», открывавшие свой бизнес в 90-е, начале 2000-х, супруги Бойко активно занимаются благотворительностью. Частенько оставшиеся модели предыдущих коллекций они передают нуждающимся.
– Детскому дому, например, помогать стараемся. И вообще, я скажу, что среди наших предпринимателей нет людей жадных. Кто-то приютам для животных помогает, кто-то церкви.
Дети, по словам Святослава Витальевича, проявляют настойчивость и целеустремленность в учебе и спорте. А это непременные качества для любого успешного человека.
– Например, Кира – лучшая ученица среди четвертых классов своей гимназии. Она очень ответственная. В 9 лет у нее уже синий пояс по айкидо. Выше только коричневый и черный! Алексей тоже ходил на айкидо, а сейчас продолжает занятия спортом в тренажерном зале. Детьми мы очень гордимся.
Семья Бойко посещает баптистскую церковь. По словам Святослава Витальевича, это является для них с супругой важной духовной и моральной поддержкой как в жизни, так и в воспитании детей.
– Я бываю на всех службах, а дети посещают воскресную школу. Мы настраиваемся на позитивную, правильную жизнь в этом мире. Слишком много непонятного вокруг, вредного и злого. А вера в Христа дает позитив и ориентир в жизни и для детей, и для нас, взрослых.
Полезная информация
В магазинах торговой сети BYSTEP регулярно проходят распродажи. В такие дни обувь из предыдущей коллекции здесь можно купить даже за полцены.
Подобрать и приобрести обувь для всей семьи можно в бобруйских магазинах BYSTEP:
- магазин детской обуви «Солнышко» по ул. Карла Маркса, 51;
- ТЦ «Альянс» (ул. Генерала Батова, 11): павильон 27 – детская обувь, павильон 42 – взрослая обувь;
- ТЦ «Стрелец» (ул. Ульяновская, 60, павильон 15) – детская и взрослая обувь.
Кстати, заказывая обувь на сайте, не нужно вносить предоплату. Покупатель расплачивается только при получении товара на пункте выдачи или из рук курьера, проверив качество доставленной обуви.
Задать интересующие вас вопросы можно по телефону: 8 (029) 617-70-76. За поступлением новинок и акциями также можно следить в Инстаграм.
По вопросам оптовых поставок можно обращаться по телефону 8 (029) 636-50-01 или отправить письмо на электронный адрес sale@bystep.by