От Могилева до Камчатки
Оксана родилась и выросла в Могилеве, закончила 21-ю школу, поступила в Гомельский пединститут, получила профессию учителя-филолога. Работать начинала в Кричеве, муж-военный служил на авиабазе в Барсуках. В 90-х, после развала Союза, часть передислоцировали в Тверскую область России.
– В принципе, можно было вернуться назад, в Барсуки, там летная часть еще была. Но уже понятно было, что ее расформируют, перспективы никакой для мужа там нет и мы решили остаться в России, – вспоминает Оксана. – Да и никто тогда толком еще не осознавал, что такое развал страны. Поэтому, когда подписывали контракт с российской армией, еще не понимали, что это навсегда, что теперь Беларусь и Россия отдельные государства. В результате супруг получил назначение на Камчатку, и я благодарна судьбе, что она так сложилась. Это удивительное место, а какая там природа сказочная!
В профессиональном плане все складывалось успешно. Муж служил, она преподавала в школе историю и обществознание (пришлось переквалифицироваться), ее ученики завоевывали награды на олимпиадах, да и сама Оксана от них не отставала – стала победителем краевого конкурса «Учитель года».
Но, как говорит она, «корни зовут», и после ухода на пенсию семья решила перебраться назад в Беларусь, где оставались родные. Так и оказались в агрогородке Речки Могилевского района, дом начали строить, обживаться. Не Камчатка, конечно, но тоже очень красиво: лес, озеро, река, летом цветы на каждой полянке…
Начало хобби положила болезнь. И любопытство
– С чего возникло мое увлечение изготовлением гидролатов? Начало положили проблемы с моим собственным здоровьем, – считает Оксана. – Я много лет, с самого детства, страдала псориазом (хроническое кожное заболевание). В результате дошла до пика использования гормональных мазей, которые уже не помогали. И моя дерматолог посоветовала искать что-то натуральное, в частности, попробовать делать примочки из гидролатов. Их в продаже было уже много, опробовала продукцию разных российских фирм, но далеко не все «пошло». Что-то более-менее работало, от других зуд начинался. Хотя и цена флакончика в среднем 500-600 рублей российских, иногда она даже до тысячи доходила, а одного хорошо если на неделю хватало…
Оксана решила понять – почему не все «работает». И, по извечной учительской привычке, засела за специальную литературу, начала искать информацию в интернете, чтобы изучить вопрос основательно.
– Когда углубилась в тему, то узнала, что большая часть промышленных гидролатов – это совсем не то, что должно быть на самом деле. Для производителей, которые упор делают на эфирные масла, гидролаты – это просто сопутствующий товар, по принципу «чтоб добро не пропадало». Так что зачастую фирмы особо «не запариваются», просто добавляют в дистиллят эфиры определенного растения и называют это гидролатами, – говорит наша героиня. – Открываешь баночку, запах обалденный, а толку – ноль. Потому что лечебный эффект отнюдь не масла оказывают, а именно паровая вытяжка из растений, когда дистиллят насыщается всеми «полезностями», которые они содержат. Теперь, когда я уже три года сама их варю, понимаю, что если беру, например, флакон с надписью «Гидролат крапивы» и он пахнет крапивой, то это запах эфирного масла. Вреда нет, но и пользы тоже. Настоящий, который полностью прошел через мои руки, начиная от сбора сырья, изготовления, созревания в большой емкости и расфасовки в стеклянные банки – пахнет прелым сеном.
А вот изучение технологии производства заставило Оксану приуныть. Потому что главным в ней были не только правильно собранные травы и цветы, – без специального аппарата для приготовления гидролатов под названием алькитара никак не обойтись! Кстати, при помощи этой самой алькитары арабские алхимики варили дистилляты и эфирные масла еще в VI веке! И с тех пор она практически не изменилась, вот как. Но найти настоящую, отвечающую всем требования и сделанную из чистой меди (обязательное условие) алькитару не так уж и просто, да и цена у нее отнюдь не дешевая.
– На помощь пришли дети, скинулись деньгами и дочь привезла мне из Португалии, куда ездила отдыхать, настоящую классическую алькитару ручной работы. Сколько она стоила, до сих пор не знаю, в ответ на мои вопросы они только смеются: «Это тебе, мама, подарок, чтобы на пенсии не скучать!» Попробовала – и меня «затянуло», – рассказывает Оксана. – Прошла дистанционно платное обучение в России, стала углубленно изучать свойства трав и растений, ведь неразумное их использование может и вред принести.
Ее «гуру» в этом непростом деле стал известный белорусский травник Николай Антонович Огренич. По основной специальности он гинеколог, работает в Барановичах в роддоме, но параллельно получил широкое признание и как врач-фитотерапевт. В прошлом году Оксана даже на экосеминар к нему ездила, часто советуется с ним по каким-то вопросам. Не без его помощи получила возможность сделать в НИИ при Академии наук Беларуси специальные анализы как самого аппарата, так и изготовленных на нем гидролатов. И получила документы, подтверждающие, что все делается по правилам. Говорит, что после исследований специалисты были даже несколько удивлены тем, что если в промышленных гидролатах насчитывается 15-16 полезных компонентов, то в тех, что делает Оксана – до 30! Тем не менее, клиентов она предупреждает непременно, что она не врач и может рекомендовать свои изделия только для наружного применения, но никак не для приема внутрь. Хотя некоторыми из них так и можно пользоваться в качестве дополнительного средства к основному лечения, но тут советовать может только доктор…
В «коллекции» у мастера 37 видов гидролатов
– Самым первым гидролатом, который я сварила, стал огуречный, – вспоминает Оксана. – Алькитару летом привезли, как раз в сезон огурцов, а мне так хотелось скорее что-то сделать! Так что сырье прямо с грядки у меня было. Потом ромашку и василек опробовала, они как раз цвели. Понравилось. С опытом ассортимент расширялся, и сегодня в моей «коллекции» уже 37 различных гидролатов, способных удовлетворить любые запросы покупателей.
Но поскольку их изготовление дело все-таки сезонное, ведь Оксана использует только свежесобранное сырье, а хранить его до бесконечности невозможно, то одновременно всех видов может и не быть. Да и процесс изготовления достаточно хлопотный и трудоемкий.
– Самое сложное – собрать сырье. Во-первых, нужно найти место, где того же василька или чистотела будет произрастать достаточно, чтобы за раз наполнить 12-литровое ведро. А ведь это не растение целиком – у ромашки или василька, к примеру, в дело идут только лепестки цветка, попробуйте набрать их полное ведро! Во-вторых, место должно быть правильным, экологически чистым, что тоже очень важно, – считает собеседница. – Сроки сбора, это тоже важно. Не соберешь в определенное время сосновые почки, и пыльца «уйдет», створки белой фасоли могут стать жесткими. Так что много нюансов нужно учитывать. Место и время сбора, чтобы вред природе не нанести….
А едва вернувшись домой с «добычей», сразу же нужно приниматься за работу, поскольку сырье нежное, может потерять свои качества, если его сразу не переработать.
– В нижнюю чашу алкитары заливаю полтора ведра воды, привозим ее из криницы в Кипячах. Пока вода закипит, это часа полтора. Теперь можно закладывать в емкость сырье, снова включать газ, и часа три будет идти процесс дистилляции, в процессе которого в подставленную под носик аппарата большую кастрюлю будет капать готовый гидролат, – рассказывает Оксана. – Но это не означает, что можно «отряхнуть руки» и усесться у телевизора. Нужно процесс контролировать, проверять периодически, что и как происходит. Готовому дистилляту нужно дать дозреть, только потом перелить его в 3-литровые стеклянные банки, укутать их фольгой и отправить на хранение. Ну а дальше, по мере необходимости, гидролат разливаю по флакончикам. Так что летом ни минуты свободного времени!
А с тех пор, как Оксана оформила ремесленничество, начала участвовать в ярмарках и заниматься продажей своих изделий через инстаграм, зимой ей тоже без дела сидеть не приходится. Приобрела принтер и распечатывает на нем этикетки на флаконы, красочные листочки с инструкциями для каждого гидролата. Ищет поставщиков стеклянных флакончиков, насадок-распылителей, баночек. Когда поняла, что дело для нее уже не просто хобби, решила разработать собственный логотип. Объяснила свою задумку знакомому художнику, он сделал рисунок (на который, кстати, уже оформили авторское право). Первым делом Оксана заказала майку с ним, в которой и работает на ярмарках. «Удовольствие» это, конечно, не самое дешевое, почти в 100 рублей маечка с логотипом обошлась, но ремесленница считает, что это тоже своего рода реклама и она должна бросаться в глаза, запоминаться.
Тыква увлажняет, пион поднимает настроение
Популярность определенных гидролатов, по наблюдениям Оксаны, во многом зависит от сезона. Весной, например, самым большим спросом у клиентов пользуются гидролаты моркови и тыквы. И не случайно: первый из них подготавливает кожу к солнечным дням, а потом защищает от фитостарения. Второй так же готовит кожу к принятию первых солнечных «ванн» и хорошо увлажняет. Из летних гидролатов часто заказывают васильковый, обладающий противовоспалительными свойствами, успокаивающий кожу и реально питающий ее витаминами. Очень полезно примочки из гидролата василька на глаза делать тем, кто целый день проводит за компьютером, при усталости и покраснении глаз. Для подростков часто приобретают гидролаты одуванчика и молодого березового листа – они хорошо помогают при прыщах, сыпи, воспалениях кожи. Такими же свойствами обладает и чистотел. Кстати, этот гидролат стоит обязательно положить в чемодан, если собрался на юг: отлично помогает при солнечных ожогах.
– Что предпочитаю я сама? Для настроения – гидролат пиона. Я утром встала, попрыскалась, и кажется даже день удачнее проходит. Это просто какая-то магия самого цветка, – смеется Оксана. – А с точки зрения здоровья, постоянно пользуюсь гидролатами тысячелистника и полевого хвоща. При моем заболевании – это настоящая скорая помощь. Кстати, с тех пор, как стала пользоваться исключительно собственноручно сваренными гидролатами, мое самочувствие значительно стабилизировалось.
Первыми клиентами были родственники
– Первыми моими клиентками были родственницы и дети, я им раздавала свои изделия при условии обратной связи – понравилось или нет, есть ли заметный эффект? – говорит Оксана. – Собираюсь на мероприятие какое-нибудь, день рождения или банкет, обязательно спрашиваю, сколько на нем женщин-гостей будет, всем несу в подарок гидролат моркови или тыквы. А там уже сарафанное радио срабатывает. Полтора года назад впервые решилась принять участие в ярмарке ремесленников, достаточно удачно. Теперь регулярно стараюсь на них бывать, преимущественно в холодное время года. Летом некогда, да и не любят гидролаты жаркой погоды, солнца. А на ярмарке создать подходящие условия не всегда получается.
При помощи дочери ведет ремесленница и собственный инстаграм, на ее страничке можно ознакомиться с ее изделиями, почитать отзывы, заказать понравившееся. Хотя Оксана сразу предупреждает, что стоимость заказа через интернет обойдется дороже. В частности, если на ярмарке флакончик с гидролатом можно приобрести за 15 рублей, то заказанный в инстаграм с учетом доставки будет стоить уже 20 рублей. Кого-то это не останавливает, другие предпочитают прийти на ярмарку, зачастую прихватив с собой подруг или родственниц.
– Не скажу, что мне удалось разбогатеть на моем ремесленничестве, но определенный доход уже есть, по крайней мере 400 рублей, вложенных в оплату исследований, по моим прикидкам отработала, – говорит Оксана. – Я не веду бухгалтерии, хотя многие коллеги-ремесленники говорят, что нужно все записывать, считать… Но дело в том, что изначально как бизнес я изготовление гидролатов не рассматривала, я для себя в первую очередь делала, мне это важнее было. Но теперь, когда мне звонят люди и рассказывают, что мое изделие помогло им решить ту или иную проблему, говорят, что уже не могут обходиться без гидролатов, для меня это стимул работать и развиваться. А значит, и продажи будут расти, тоже приятно, ведь когда за то, что ты делаешь руками, люди согласны платить, это оценка твоего труда.