
Имя Веры Хоружей хорошо знакомо каждому в Беларуси. Про нее написаны сотни статей, биографий и различных книг. Ее именем названы улицы, школы и другие объекты во многих городах нашей страны.
Бобруйск не является исключением: ее имя носит школа №27 на улице Пушкина, где также установлен ее бюст. Есть и улица, и переулок им. В. Хоружей (между ул. Комбинатской и шестым микрорайоном). А еще ее стела вместе с другими Героями Советского Союза установлена на Аллее Героев возле памятника танк Бахарова на площади Победы. Ведь Вера родилась в Бобруйске.
Не так давно мне в руки попала книга Веры Хоружей «Письма на волю», которую я с удовольствием прочитал. Эта книга сначала была издана в 1931 году и там, где указывался автор, было написано: «Польская комсомолка». В то время Вера сидела в польской тюрьме и передавала свои письма, которые стали потом основой для написания книги. Поэтому ее имя нельзя было называть. И только в 1957 году вышло новое издание «Писем на волю» и их автор – Вера Хоружая.
Вот обложки двух изданий этой книги:
Если кратко, в книге рассказывается о том, как в начале 1924 года в рабочем пригороде Белостока поселилась молодая учительница Вероника Корчевская. Под этим именем скрывалась Вера Хоружая, которая была послана туда на подпольную работу.
Полиция не раз нападала на след талантливой подпольщицы. Но та была неуловимой. И все же 15 сентября 1925 года Веру (на тот момент уже секретаря подпольного ЦК комсомола) схватили в Белостоке в ходе массовых арестов членов Коммунистической партии Западной Белоруссии.
В январе следующего года, в числе других членов Коммунистической партии, Хоружую судили в Бресте по обвинению в революционной деятельности. Вера получила 6 лет и была помещена в тюрьму Белостока. Но вскоре был организован еще один процесс и Вера Хоружая с товарищами по подполью вторично оказались на скамье подсудимых. Суд приговорил Веру к 8 годам каторги.
В книге «Письма на волю» мы читаем:
И вот отсюда началось мое путешествие по следам Веры Хоружей.
Поскольку я бываю в Польше, мне пришла в голову на первый взгляд авантюрная идея: почему бы мне не найти этот самый Фордон? Ориентиры есть: костел, площадь, тюрьма, а за ней Висла...
Я не был уверен, что тюрьма Фордона, где почти 100 лет назад отбывала наказание уроженка Бобруйска, сохранилась. Но ведь костел, площадь и Висла остались, а значит, они и станут тем ориентиром, по которым можно будет найти это страшное место...
И вот я в Польше.
Как оказалось, города Фордон сегодня в Польше не существует. Но есть ориентир из книги «Письма на волю»: он был расположен «недалеко от Быдгоща».
Поэтому я отправился в Быдгощ.
Быдгощ сегодня – это центр Куявско-Поморского воеводства. Город расположен на месте слияния реки Висла и ее левобережного притока Брда и находится в 160 км. от Гданьска и 140 км. от Познани. Население – 350 тыс. человек.
Быдгощ оказался довольно большим и красивым городом, там есть что посмотреть и куда сходить. Очень много музеев, концертных залов, филармония, большой современный театр оперы и балета «Opera Nova», несколько университетов, консерватория и много еще чего интересного.
В 19 веке Быдгощ входил в состав Пруссии и назывался Бромберг. После Первой мировой войны в 1920 году по Версальскому мирному договору город перешел в состав Польши. Символом Быдгоща является канатоходец, который идет по канату через реку.
Говорят, что очень много лет назад в городе действительно жил канатоходец, который развлекал горожан своими бесстрашными цирковыми трюками над рекой. Он и сегодня смело идет по канату над притоком Вислы, рекой Брда:
Эта скульптура на фото называется «Переходящий через реку». Подвесили его тут в 2004 году в честь вступления Польши в Евросоюз.
...Но мой план – не любование красотами. Мне нужен Фордон. После небольших расспросов горожан удалось узнать, что в 1973 году Фордон присоединили к Быдгощу и ныне это просто один из районов города. Итак, одна загадка разгадана.
Прохожие объяснили, что добраться в этот район очень легко: нужно выехать на улицу Фордонскую и она приведет прямо в Старый Фордон.
Оказалось, улица Фордонская очень длинная – она растянулась на 12,5 км, а последний дом на ней имел нумерацию 467. Для сравнения – улица Минская в Бобруйске от поворота к бассейну Лесной до улицы Урицкого имеет длину всего 7 км.
И вот я в Фордоне, где отбывала каторгу Вера Хоружая. Он оказался действительно старым и уютным городком, очень ухоженным и красивым.
Но меня прежде всего интересовал ориентир, который оставила Вера Хоружая: костел на площади. Костел, как оказалось, и сегодня на том же месте, действующий, а площадь, на которой он находится, называется Рыночной, хотя никакого рынка там давно нет.
Итак, последний ориентир найден, мы практически у цели.
Возле костела стояли люди, и я спросил у них, сохранилось ли здание, где почти 100 лет назад была женская тюрьма? На меня удивленно посмотрели и ответили, что тюрьма стоит прямо за моей спиной. Причем, она все так же действующая, и по-прежнему женская!
Как оказалось, здание тюрьмы является памятником истории и украшает собой Рыночную площадь. За ним находится еще одно, не менее красивое трехэтажное строение.
Осталось ответить на главный вопрос, в каком из двух зданий отбывала свой срок Вера Хоружая? Опять читаем ее книгу «Письма на волю».
Но вот же и ответ! Из здания, выходящего на площадь к костелу, невозможно было видеть забор, три сосны и кусочек Вислы. Значит, она сидела в здании, которое ближе к Висле!
Я спустился к реке и посмотрел на тюрьму с другой стороны.
Конечно, каменного забора давно нет, и трех сосен, естественно, тоже нет, но здание сохранилось и вид на Вислу сохранился. Значит, Вера сидела в камере на третьем этаже в старинном здании с красной крышей, а из окна ее тюремной камеры открывался вот такой прекрасный вид на реку:
Мост, кстати, тоже был в то далекое время.
В какое именно окно смотрела Вера, становясь на стул, точно узнать, увы, невозможно.
Зато известно, что здание, в котором отбывала наказание Вера, было построено в далеком 1780 году. С того времени и существует Фордонская тюрьма. Настоящий памятник истории, хотя и тюрьма.
Для полной картины я нашел на просторах интернета фото панорамы старого Фордона, на котором красным обвел место, где находится костел, площадь и тюрьма.
Итак, цель достигнута, я нашел ту самую тюрьму, где до 1932 года томилась в застенках Вера Хоружая. Естественно, никаких памятных табличек о Вере здесь нет, да и никто, наверное, из персонала тюрьмы и не знает об этом интересном факте в истории их заведения.
Поднимаясь назад от Вислы на площадь, я увидел интересную картину. На высокой боковой стороне тюрьмы находится красивый мурал с надписью на латинском.
Я перевел и оказалась, что на мурале написано: «Хорошим войти, лучшим уйти». У нас обычно пишут: «На свободу – с чистой совестью».
К слову, вдоль всей стены здания тюрьмы, выходящего на Рыночную площадь, расположены барельефы правителей Фордона, а в центре имеются какие-то даты. Я их расшифровал.
Первая дата – 21 октября 1382 года – именно тогда князь Владислав Опольчик разместил нынешний Фордон на Хелмненском праве на его нынешнем месте.
Вторая дата – 3 июля 1424 года – в это время король Владислав Ягелло (в Беларуси Ягайло, Великий князь Литовский в 1377–1381 и 1382–1392 годах и Король Польский в 1386-1434 годах под именем Владислав II Ягелло, – прим. ред.) выдал новую привилегию на местоположение по Магдебургскому праву, впервые использовав в ней название Фордон.
На прощание попросил сделать мое фото на фоне Фордонской тюрьмы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1932 году по договоренности между правительствами СССР и Польши был произведен обмен политзаключенными. В число подлежащих обмену политзаключенных входила и Вера Хоружая.
Советская молодежь с восхищением читала о том, как Вера прощалась с другими заключенными. Когда настал час расставания, она, вопреки правилам тюрьмы, обежала по коридорам камеры и через «глазки» в дверях горячо простилась с товарищами. Надзиратели ничего не смогли с нею поделать.
Вместе с Верой из Фордона уезжали в Страну Советов польские коммунистки: Мария Вишневская, Ирена Пальчинская и Доротта Прухняк.
Сентябрьским утром на советской пограничной заставе Колосово царило необычайное оживление. С железнодорожной станции Негорелое, последней тогда перед польской границей, пришло много народу. Сама застава приняла праздничный вид. Вот со стороны закордонной стражницы показалась группа людей. Их сопровождало несколько командиров в зеленых фуражках. Когда люди поравнялись с советским пограничным столбом, стоявший возле него молодой красноармеец вытянулся в немом приветствии, провожая прибывших восхищенными глазами. Так Вера в сентябре 1932 года оказалась на свободе, на родной белорусской земле.
Что было дальше – уже совсем другая история. Отметим лишь, что подвиги Веры Хоружей были оценены по достоинству только в 1960 году...
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРИСВОЕНИИ ПОСМЕРТНО ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОРУЖЕЙ В. З.
За активное участие в революционной деятельности и проявленный героизм в борьбе против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны присвоить посмертно звание Героя Советского Союза Хоружей Вере Захаровне.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Л. БРЕЖНЕВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Москва, Кремль, 17 мая 1960 г.
Ну вот и все. Теперь я знаю и даже могу показать тем, кто интересуется биографией нашей славной землячки Веры Хоружей, то место в Польше, где она томилась в тюремных застенках.