Повредили товар в магазине – надо ли компенсировать ущерб?

4370
Адвокат Ольга РУСАКОВА. Фото из архива «ВБ»
Читательница спрашивает, что делать, если в магазине поломал товар, и с тебя требуют компенсацию.

«В магазине «Смешные цены» сумкой задела пластмассовую вещь, она сломалась, – рассказала Татьяна. – Заставили заплатить 4 рубля. Сказали, если не оплачу, вызовут милицию. Но я же случайно. Правомерно ли это?»

Ситуации в магазинах, когда повреждаются товары, возникают довольно часто, поэтому многие задаются вопросом: должен ли покупатель оплачивать разбитый или поврежденный товар? Разобраться в этом поможет адвокат юридической консультации Бобруйска Ольга Русакова.

Адвокат Ольга Русакова
Адвокат Ольга Русакова

В соответствии со ст. 933 ГК Республики Беларусь вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в полном объеме возмещает его причинитель. То есть, если покупатель, в том числе находившийся в состоянии алкогольного опьянения, неаккуратно обращался с товаром, или нес его и случайно (по неосторожности) уронил, или не уследил за своим ребенком, и в результате товар был поврежден – покупатель обязан возместить ущерб собственнику за причиненный вред, так как непосредственно в этом случае имеется прямая связь между действиями покупателя и повреждением товара. Вина покупателя в этом случае очевидна. Какая именно это форма вины, не имеет существенного значения, обязанность возместить причиненный вред установлена гражданским законодательством Республики Беларусь.

Но не все так однозначно. Ведь каждая ситуация индивидуальна, и покупатель должен возместить ущерб, если его вина очевидна. А если вред причинен не по вине покупателя, то по общему правилу он освобождается от возмещения вреда.

Иллюстративное фото из архива  «ВБ» (2016г.)
Иллюстративное фото из архива «ВБ» (2016г.)

Если вы нечаянно задели товар, находящийся на стеллаже в магазине по причине того, что товар или стеллаж были расположены неустойчиво, или товар расположен неправильно из-за загруженности другими товарами, или если в магазине узкие проходы и покупателю приходилось мимо них протискиваться – это вина продавца. Также, покупатель не должен возмещать вред за повреждение товара, если некорректно работала кассовая зона (резкие рывки транспортировочной ленты) или в магазине был мокрый пол без предупреждающего знака «Осторожно! Мокрый пол!».

Если покупатель уверен, что товар повредился или разбился не по его вине, то он это может доказать в суде. Одним из таких доказательств будут служить свидетели, которые в тот момент находились в магазине. Также стоит сфотографировать стеллаж, на котором находился неаккуратно выложенный поврежденный товар, или узкий проход, который был заставлен коробками с товаром.

Иллюстративное фото из архива  «ВБ» (2019г.)
Иллюстративное фото из архива «ВБ» (2019г.)

Некоторые продавцы пытаются истребовать оплату за поврежденный товар прямо на месте, однако покупатель не обязан этого делать. Если покупатель не оспаривает свою вину, он может оплатить поврежденный или уничтоженный товар на месте в добровольном порядке. Однако, если покупатель не согласен возмещать ущерб, то ущерб с него может быть взыскан только в судебном порядке и только решение суда может обязать покупателя оплатить причиненный ущерб. Если окажется, что товар был разбит при обстоятельствах непреодолимой силы, при отсутствии вины покупателя, то от ответственности в виде возмещения вреда он освобождается.