Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34.
«Очень хороший поэт написал однажды строчки с точным социальным попаданием: «Как только стали пенсию давать, откуда-то взялась в России старость», – пишет Наум Сандомирский в книге «Отложенный портрет», изданной в 2000 году. – И действительно, разве не воспринимаем ее как-то календарно, сдаваясь значительно раньше своей биологической запрограммированности.
Уже и по паспорту, и по необходимости расписываться в пенсионной ведомости, стареть положено. Тем более, что деньги и здоровье финишировали значительно раньше официального рубежа, именуемого «заслуженным отдыхом».
Поэтому, в отличие от западного человека, оставляющего пенсионную часть своего бытия для лучшего познания себя и окружающего огромного мира, мы как-то легче соглашаемся с «дожитием». Дескать, все прожито остались детали. Включаем «автопилот» и ложимся на курс, где нами правят судьба, случайность и обстоятельства…
Тут же как раз все с точностью до наоборот. И годы пришли, и пенсию дали, а старость, понимаемая не только как возраст, а и состояние души не приходит.
Эти женщины собрались однажды и сказали себе: «Ну что, бабоньки, сдаваться будем, али посражаемся за активное долголетие?»
Единодушно выбрали второй вариант, сценарно оформленный работницей библиотеки, просто добрым человеком Инной Кириной. Так и появился в местечке клуб «Общение», вот уже более 10 лет занимающий заметное место в культурной жизни района.
То есть, так удачно зарифмовали слово «пенсия» с веселым, задорным, бодрым словом «песня».
Но это только часть в разнообразной структуре их клуба по интересам. Ведь «Общение» – понятие комплексное.
Сказанное с такой же степенью аргументированности можно адресовать и Хвастовичскому этнографическому ансамблю. Их певческое искусство оценила даже Россия. А тех и других не обделило своим вниманием белорусское телевидение.
Словом, звание народных коллективов носят по заслугам. А вы говорите старость?!»
«Как дела, старик?» или Давай ронять слова…
«При виде этого человека моя душа сворачивается, как пресмыкающееся во время опасности, – вспоминает в настоящее время писатель Наум Сандомирский. – Уж больно своеобразная у него манера общения. Всякий раз с недоумением думаю: ну зачем он постоянно задает один и тот же вопрос?
– Привет! Как дела, старик?
При этом мои дела его также интересуют, как дискотека пациентов травмопункта.
Вот и сейчас трафаретно поинтересовался моим бытийным статус-кво.
О, боже, каким великим был соблазн приперев его к стенке, рассказать ничем не примечательную автобиографию, начиная, как минимум с седьмого класса общеобразовательной школы. Но одолев этот соблазн, принял более оригинальное решение.
– Да, знаешь, – говорю, – хреноваты мои дела.
– Ну слава Богу, слава Богу, – молниеносно выдал «сладко токующий тетерев».
То бишь вопросивший «зарядил» свою здравицу, заранее будучи уверенным в ответе. Будто пред ним не живой человек, а игрушечный с батарейкой.
Где встречное взрыхление эмоций, когда действительно срабатывает принцип короткого замыкания. С той непременной искрой, что зажигает пламя искреннего разговора. Увы, сплошное «давай ронять слова». И мы роняем, так часто не учитывая чье-то желание поднимать всю эту словесную шелуху.
Далек от мысли, что в человеческом общении непременен гамбургский счет. Достаточно оставаться на уровне санитарно-нравственных отношений, для которых хватило бы искренней доверительности, взаимной вибрации чувств. На том уровне, разумеется, который характеризует эту среду. Ну вот так приблизительно, как это было в клубе «Общение». То есть с учетом возрастного, образовательного уровня. Действительно интерес, а не игра в мнимую заинтересованность. Когда не важна физическая масса слов, а душевная емкость сказанного.
…Плюс несколько мыслей вдогонку
- Мир нужен Богу и мирозданию. Человеку нужен другой человек.
- У одиноких нет шансов на аккорд. Только вместе, только в «диалоге».
- От страха старости человек стареет уже молодым. А тот, кто не сдался и в старости – молодеет.
- Любой осенне-зимний возраст можно смягчить весенним взглядом».
Продолжение следует!
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.