«Кому точно принадлежит изобретение бюстгальтера – вопрос спорный». Про историю женского белья поговорили с искусствоведом Светланой Рыбаковой

2709
Галина ПОКРОВСКАЯ, magilev.by. Фото автора и из открытых источников интернета
Сегодня даже трудно представить, что белье – повседневная одежда для каждого современного человека, в привычном для нас понимании существует чуть более 100 лет.
Искусствовед, заведующая отделом этнографии Могилевского областного краеведческого музея Светлана Рыбакова.
Искусствовед, заведующая отделом этнографии Могилевского областного краеведческого музея Светлана Рыбакова.

Да, нательная одежда, в том числе корсеты, существовали давно, но функция их была совсем иной – корректировать фигуру, скрывать ее недостатки или подчеркивать достоинства в зависимости от веяний моды. И носили такую одежду люди состоятельные. Для остальных женщин трусики и бюстгальтер стали доступными только в начале 20 века, пишет автор Magilev.by.

– Рынок нижнего белья на территории европейского континента зародился в 18 веке, к его концу он получил свое развитие, то есть появились первые магазины женского белья при мастерских белошвеек – мастериц, которые специализировались на его пошиве под заказ. А в свободной продаже белье появилось еще позже – после изобретения прядильных машин, благодаря которым купить его могли и люди со скромным достатком, – рассказывает искусствовед, заведующая отделом этнографии Могилевского областного краеведческого музея Светлана Рыбакова, которая на протяжении последних десяти лет занимается темой нижнего белья в СССР.

Увы, сохранилось белья того периода немного, но небольшая его коллекция в музее этнографии Могилева все же имеется. Она позволяет судить об отношении общества к столь деликатным аспектам жизни советской труженицы, а также о том, как развивалась легкая промышленность в целом и предприятия, специализирующиеся на производстве нижнего белья, в частности. А еще, изучая белье, можно говорить про модные тенденции, про отечественные разработки, об авторах которых мало кто знает, потому что тема белья при СССР относилась к тем, о которых не было принято говорить громко и с трибун.

– Когда мы сегодня говорим о нижнем белье, то представляем себе, прежде всего, бюстгальтер и трусики. Но так было не всегда, – рассказывает Светлана Борисовна. – История использования первых прототипов современных бюстгальтеров берет свое начало в Древнем Египте. Там женщины использовали широкие ленты, которые поддерживали и закрывали грудь. В Древнем Риме женщины пользовались специальными подвязками из натуральной кожи или другой доступной тогда ткани, которые приподнимали грудь как можно выше и придавливали ее к телу – тогда так было принято. Во времена Средневековья появились утягивающие корсеты, которые замедляли процесс роста груди – пышный бюст был не в моде. Корсеты делали фигуру стройной, но очень ограничивали подвижность женщины, мешали дышать, конструкция имела большой вес и оказывала значительную нагрузку на спину. Кроме этого, корсеты имели множество крючков, застежек и металлических деталей, из-за чего его невозможно было одеть и снять самостоятельно. Панталоны как обязательный элемент женского нижнего белья появятся лишь во второй половине XIX века – для девочек, которые занимаются танцами. Первоначально они воспринимались с порицанием и считались некрасивой деталью одежды подобно тому, как женские ноги не воспринимались как привлекательная часть тела.

Вашингтонский полицейский измеряет длину купального костюма. Фото из открытых источников интернета.
Вашингтонский полицейский измеряет длину купального костюма. Фото из открытых источников интернета.

Со временем отношение к этой детали гардероба поменяется. Кстати, крой первых панталон не предусматривал центрального шва – штанины крепились к поясу. Этим и объясняется невероятная популярность у мужчин канкана, который танцевали девушки в «Мулен Руже» в таких панталонах.

Женские панталоны начала 20 века. Фото из открытых источников интернета.
Женские панталоны начала 20 века. Фото из открытых источников интернета.

Первые высокие чулки тоже появились в XIX веке, крепились которые лентами к корсету.

Но, несмотря на то, что такой одеждой пользовался небольшой процент живущих тогда женщин, именно они настояли на том, чтобы нижнее белье становилось удобным.

– Пытаясь соответствовать модным тенденциям того времени?

– Как это ни парадоксально, но способствовал тому спорт, а точнее, появившийся велосипед. Светским дамам понравились прогулки на велосипедах, но женское платье, в том виде, каким оно было тогда, мешало кататься. И тогда в моду входит раздвоенная юбка: она обеспечивала свободу движений, позволяла нормально шевелить ногами и заслуженно считается символом женской эмансипации, – рассказывает Светлана Борисовна.

Раздвоенная юбка стала символом стремления женщин к социальной и политической эмансипации в 19 веке. Фото из открытых источников интернета.
Раздвоенная юбка стала символом стремления женщин к социальной и политической эмансипации в 19 веке. Фото из открытых источников интернета.

В Российской империи, куда в начале ХХ века входила и нынешняя Беларусь, нижняя одежда у женщин богатого сословия была щедро украшена кружевами и рюшами, бантами и лентами. Дворянки, мещанки и прочие городские жительницы могли заказать нижнее белье белошвейкам, которых в дореволюционной России было немало, даже можно было купить готовое нижнее платье в частных ателье, но было это дорогое удовольствие, поэтому простые крестьянки носили под одеждой так называемое «нижнее платье» – бесформенную длинную рубаху. Массового производства такой одежды не было – отшивалось на предприятиях только обмундирование и испод для воинских и инженерных частей. С приходом советской власти все еще больше усложнилось.

– Кружевное белье белошвеек признали роскошью и излишеством царских времен. Предприятия текстильной промышленности, стремительно развивавшейся на рубеже двух веков, были экспроприированы, что на пользу не пошло, то есть массового производства белья по-прежнему не было. При этом небольшие его партии производились: «Ленинградодежда», «Ленбелье» выпускали корсеты, комбинации, майки и женские трусики из натурального шелка по моделям из заграничных журналов. В витринах «Москвошвеи» на Петровке,12 демонстрировался бельевой ассортимент – от чулок до ночных рубашек, а модельер Надежда Ламанова получила «Гран-при» в Париже за коллекцию для советских женщин. Но красивое белье даже на рекламе раскупалось не крестьянством и даже не представительницами рабочего класса. Авторы современных исследований по истории советского белья утверждают, что в конце 1920-х-начале 1930-х годов советская власть проводила специальную пропагандистскую кампанию, цель которой – приучить население иметь хотя бы два сменных комплекта нижнего белья, – перечисляет исторические факты Светлана Борисовна.

В 1920-е годы представление о прекрасном вновь изменилось: в моду вошли короткие стрижки и короткие прямые платья, легкие сорочки, штанишки и корсажи. Впервые за всю историю белья появились бюстгальтеры и трусики самых разных цветов. Кстати, именно в это время бюстгальтер приобретает привычный для современного его потребителя вид. В том числе благодаря уроженке белорусских земель – Иде Розенталь, эмигрировавшей из Ракова в США в 1904 году.

Ида Розенталь (слева) родилась в небольшом белорусском городке Ракове недалеко от Минска в 1886 году. В 1904 году переехала в Америку. В возрасте 35 лет она стала
Ида Розенталь (слева) родилась в небольшом белорусском городке Ракове недалеко от Минска в 1886 году. В 1904 году переехала в Америку. В возрасте 35 лет она стала компаньоном владельца ателье, и вскоре реформировала женское белье, превратив разрезанные корсеты в удобный бюстгалтер, который тут же завоевал сердца женщин по всему миру. Ее муж Вилли запатентовал изобретение. Фото из открытых источников интернета.

– Кому точно принадлежит изобретение бюстгальтера – вопрос спорный, – продолжает собеседница.– Есть несколько версий, которые подтверждаются историями-легендами, когда у корсета отрезали верхнюю часть, которая стала прообразом бюстгальтера, или, когда такую одежду смастерили специально для спортсменок, занимающихся бегом. Но только в начале 20 века сразу несколько модельеров заявляли о своей причастности к изобретению бюстгальтера. В том числе в 1910 году жительница Нью-Йорка Мэри Фелпс Джекобс взамен плотному корсету придумала простую конструкцию, состоящую из розовой атласной ленты и пары шелковых носовых платков.

Позже на основе этой модели был разработан один из первых универсальных бюстгальтеров, позволяющий женщинам заниматься спортом, жить активной жизнью, дышать полной грудью, чувствовать себя свободными. Модель была запатентована и продана за 1500 долларов. Если бы автор выбрала лицензионные отчисления, то могла бы озолотиться – компания, купившая патент, за несколько лет заработала на массовом производстве бюстгальтеров 15 миллионов долларов. Уроженка Ракова Ида Розенталь, переехавшая в США, усовершенствовала модель бюстгальтера, разделив его на две чашечки, соединенные прозрачной вставкой. С мужем они организовали в Америке предприятие по производству нижнего белья «Маidenform» («Женские формы»). Производили бюстгальтеры разного размера с гибкими бретелями, с регулируемой застежкой, из натуральной и искусственной ткани, с декором и украшениями. На этом же предприятии впервые, а было это в 1942 году, выпустили белье для кормящих мам и бюстгальтеры с регулируемыми бретелями. В этом же году была запатентована застежка из крючков и петелек, которая регулирует объем бюстгальтера.

В СССР при НЭПе легализовали белошвеек и модисток, которые удовлетворяли любой запрос, благодаря импортным материалам. Нижнее белье с точки зрения качества было неплохим, но из-за дороговизны – многим недоступно. В это же время началось и промышленное производство белья, но объемы были небольшими, а предназначались сшитое для номенклатурных работников и творческой элиты. Тресты продолжали работать почти до Второй мировой войны, обеспечивая уже не авангардным, но вполне пристойным нижним бельем партийную верхушку и официальную творческую среду.

В 1932 году в Витебске открылась первая советская фабрика по производству белья «КИМ» (Коммунистический Интернационал молодежи), которая выпускала мужские кальсоны, семейные трусы и женские панталоны с начесом. Спустя год в Ленинграде заработала артель, которая специализировалась на пошиве корсетных изделий. Трест «Мосбелье» в 1937 году начал пошив комбинаций для вечерних платьев и дневных сорочек с кружевом, машинной вышивкой, окантовкой, фестонами, шили и сорочки, и трусы, а также гарнитуры из трусов и сорочек.

Парад в Москве. Фото из открытых источников интернета.
Парад в Москве. Фото из открытых источников интернета.

С бюстгальтерами дело обстояло хуже: был налажен пошив всего двух видов чашечек – с выточкой и без, но подходящих тканей для таких изделий не хватало. И только в 1939 году в Черемушках начала работу фабрика, где начали шить доступное по цене и хорошего качества женское белье. Но спустя два года началась война…

В конце 40-х в СССР появляется бельевой стандарт, предусматривающий всего три размера груди: 1, 2, 3-й. Модель бюстгальтера одна – без выточки. Большие лифчики заказывают в ателье, а маленькие – перешивают из больших. Жутким дефицитом были женские панталоны, которые в 50-е завозили из Китая.

– В европейских странах к началу 60-х нижнее белье пережило несколько модных тенденций, а в СССР заметные изменения произошли только после вмешательства Фурцевой. Она настояла на внедрении удобных моделей бюстгальтеров, потому как скудость размерного ряда вынуждала советских женщин носить бюстгальтеры, которые впечатываются в тело. В Москве и Ленинграде построили фабрики по пошиву нижнего белья, хотя материалов и фурнитуры по-прежнему не хватало. Выручал импорт: из ГДР в конце 50-х завозили линию бюстгальтеров «Анжелика», за которыми выстраивались километровые очереди в ГУМе. Примерка невозможна, отпускали один лифчик на руки. Брали размеры, какие были, а потом менялись, – пересказывает воспоминания очевидцев Светлана Борисовна.

Конусообразный бюстгальтер отдаленно напоминал модель «пуля», которую обожала Мэрилин Монро. Его выпуск также был налажен в СССР, но пользовался он спросом только у модниц. Фото из открытых источников интернета.

Конусообразный бюстгальтер отдаленно напоминал модель «пуля», которую обожала Мэрилин Монро. Его выпуск также был налажен в СССР, но пользовался он спросом только у модниц. Фото из открытых источников интернета.

В 60-е даже девочки в СССР носили чулки, которые придерживались резинками. У взрослых женщин эту функцию выполнял пояс с резинками или резинки панталон. Колготки только импортные, поэтому в продаже были не всегда. Белья в магазинах появлялось больше, но было оно безобразным, выглядело ужасно: байковые панталоны почти до колен, теплые рейтузы с начесом, которые начинали скатываться с изнаночной стороны. Все это было на резинках.

К середине 80-х в СССР нижнее белье перестало быть дефицитом, но купить красивые и удобные его модели можно было не везде.

Варианта женского белья, созданного в СССР. Фото из открытых источников интернета.
Варианта женского белья, созданного в СССР. Фото из открытых источников интернета.

Светлана Борисовна утверждает, что тогда у женщин, живущих на территории нынешней Беларуси, возможностей в приобретении белья было больше – местная промышленность предлагала неплохой выбор разной ценовой категории. В 90-е «железный занавес» был ликвидирован. Хлынул поток самого разного по качеству женского белья и из европейских стран, и из Китая. Постепенно начала перестраиваться и местная промышленность. Сегодня выбор нижнего женского белья удовлетворяет самые строгие запросы: оно удобное, красивое, сексуальное, есть дорогое белье и дешевое, для разных возрастов, для нестандартных фигур. Изучая ассортимент специализированных магазинов нижнего женского белья, даже трудно представить, что еще каких-то тридцать-сорок лет тому вся эта красота была несбыточной мечтой многих советских женщин.