Уличные перфомансы брежневской эпохи. Как жили, учились и развлекались студенты 1970-х: ч. 5

3544
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Перед вами – воспоминания об институтской молодости автора, который в 1972 году окончил бобруйскую СШ №19. О том, что годы студенчества – это не только конспекты, курсовые проекты и сессии. Это нечто гораздо большее.

Ранее были опубликованы:

Как бы мы ни крутились, но наше прошлое неустанно напоминает о себе. Даже в мелких событиях сегодняшнего дня. Иногда эти напоминания наводят на грустное расположение духа, иногда – на улыбку. Самое главное – пытаться на протяжении всей жизни сохранять в себе тот здоровый оптимизм, который, я в этом уверен, заложен в каждом из нас. В студенческие годы он проявляется наиболее ярко. И тогда, завидев знакомого из своей «позапрошлой» жизни, ты не будешь суетливо переходить на другую сторону улицы или пытаться сделать вид, что необыкновенно занят и никого не замечаешь вокруг. Тогда ты обязательно улыбнешься и (если сделал прививку от короновируса) смело протянешь руку ему навстречу: «Привет, дружище!»

Доцент БРУ Игорь Кузьменко на кафедре сопротивления материалов (спустя сорок лет) принял меня как родного. 2017 год.
Доцент БРУ Игорь Кузьменко на кафедре сопротивления материалов (спустя сорок лет) принял меня как родного. 2017 год.

«Змейка» на Первомайской

Я вот не так давно, минувшей зимой, имел возможность пообщаться с дамой, которая признала во мне того самого молодого человека, который в семидесятые годы в компании себе подобных малость подшутил над ней. Вернее, она не столько узнала меня, сколько догадалась об этом после нашей небольшой беседы, состоявшейся в фойе одного из учреждений Могилева.

Дама работала гардеробщицей (после выхода на пенсию многие наши люди не чураются любой посильной работы). Получив от нее свою куртку, я обронил весьма распространенную в обиходе фразу про то, что мне почему-то кажется знакомой ее внешность. Она ответила, что и моя физиономия что-то ей напоминает. Мы разговорились, и неожиданно выяснилось, что действительно, лет 45 назад я даже шел за ней метров 150. Шел молча, без какой-либо определенной цели. Прямо средь бела дня в центре Могилева, по улице Первомайской.

Переведу интригу в нормальное повествовательное русло. Пожалуй, самый крутой уличный «спектакль» середины 1970-х в Могилеве – это так называемая змейка, когда добрый десяток чуваков выстраивался вслед за ничего не подозревающей дамой и тупо, как бараны, молча следовал за ней. Особенно прикольно смотрелась ситуация, когда все шли в ногу. Как в армии. Но это удавалось далеко не всегда.

Фотографии «змейки» на Первомайской не сохранилось, а вот рисунок – есть.
Фотографии «змейки» на Первомайской не сохранилось, а вот рисунок – есть.

Главное в этом перфомансе брежневской эпохи – чтобы чувиха как можно дольше находилась в неведении, чтобы ничего не заподозрила и не обернулась.

Иной раз «цепь» за дамой растягивалась на полквартала. Прохожие, особенно на противоположном тротуаре, просто давились от смеха, глядя на происходящее, что в основном и становилось причиной «провала» – девушка начинала догадываться, что у нее за спиной происходит нечто необычное.

Не знаю, было ли это уличное шоу сугубо нашим местным изобретением, но больше нигде ничего подобного видеть не приходилось.

Я был бы неправ, если бы сказал, что участвовал, как минимум, в десятке подобных уличных спектаклей. Нет, отшагал, наверное, раз пять, может, шесть. Не больше. С Аликом Метельским, с Васей Маком, с Генкой Дерибасом, Витей Гуриным, Славиком Райцесом…

Так вот, моя собеседница-гардеробщица оказалась одной из тех, поначалу ничего не заподозривших девушек, за которой от универмага до гостиницы «Днепр» шествовала безмолвная змейка с вашим покорным слугой в их числе. Она даже вспомнила, что после «маршировки» попыталась было изобразить крайнюю степень смятения и растерянности, но, видя наше веселое расположение духа (а также не самый затрапезный внешний вид), подумала: раз уж такая не самая худшая компания молодых людей увязалась за ней, значит, она и в самом деле чего-то стоила.

Картишки – самое любимое времяпрепровождение на сельхозработах. Слева направо – Сергей Трухоненко, Евгений Булова, Борис Каган. 1975 год.
Картишки – самое любимое времяпрепровождение на сельхозработах. Слева направо – Сергей Трухоненко, Евгений Булова, Борис Каган. 1975 год.

Мы от души посмеялись с ней, вспомнив об этом стрит-шоу брежневской эпохи. После того случая моя собеседница, в те далекие годы – тоже студентка, частенько встречала меня в городе, одно время мы даже здоровались, что я уже и не помню… И теперь вот встретились в гардеробе. Об эффекте, произведенном на нас нахлынувшими воспоминаниями, свидетельствовали факты того, что гардеробщица следом за мной подошедшему мужчине выдала чужое пальто, а я, уходя, забыл свою борсетку. К счастью, забрал ее, вернувшись.

Салфетка из позапрошлой жизни

А чуть ранее произошла еще одна ну, вроде как, встреча. Короче, вначале я отказывался верить... Ну разве такое может быть, думаю. А потом у меня в руках оказалась салфетка из кафе «Березка». Того самого, что было на проспекте Мира. Сейчас там мебельный магазин. Салфетка все эти долгие годы валялась в кладовке квартиры Партизана. (Брезгливый человек может дальше не читать).

Наши «пэтэшники» на «картошке». 1976 год.
Наши «пэтэшники» на «картошке». 1976 год.

Где-то в самом конце 80-х они с Сашкой Безрученко и с кем-то еще отдыхали в «Березке». Уходя, завернули закусь в салфетку и переместились в другое место. И вот недавно сестра Партизана передал салфетку вашему покорному слуге. Голубая льняная салфетка. Кто помнит, такие были только в «Березе».

Она не стирана с тех давних лет (характерный, пардон, вид подтверждает вышесказанное).

Ну, что тут еще добавишь...

Конечно, я выложил пост о найденной салфетке в соцсетях – пусть, думаю, семидесятники порадуются, вспомнив годы молодые. И они действительно порадовались вместе со мной. И не только семидесятники… Вот некоторые комментарии.

Владислав Вишневецкий: «Был в «Березке» в детстве, заказал мороженое с арахисом. Не понравилось. Еще подумал тогда, что в «Пингвине» вкуснее. А ваще, «Березка» – это не про мороженое».

Сергей Корнеев: «Постоянно ходили в «Березку» после футбола. Хорошее было кафе, душевное. Теперь таких нет».

Лиза Баранова: «Я жила недалеко, на проспекте, каждый день ходила мимо него. Очень приятно вспомнить те годы молодости».

Людмила Аношкина: «У моей сестренки Иры в «Березке» была свадьба. А запомнилось казусное: бросали в молодых конфеты (была такая традиция), одна конфета попала в тарелку, стоящую напротив уважаемого гостя – папиного друга и коллеги Бронислава Андреевича Прошко, и заляпала ему костюм... Я испугалась и огорчилась. А Бронислав Андреевич, представьте себе, меня еще и утешал».

Мирон Щудло (к сожалению, недавно от нас ушедший): «Как не стыдно! Тырим салфетки по кафешкам... Ай-я-яй».

Геннадий Головчик вспомнил о собственной свадьбе, которая проходила в «Березке». Отец невесты был так рад этому событию, что вытащил из кафе на проспект Мира ящик водки и угощал ею прохожих. Абсолютно бесплатно. Народу такой аттракцион понравился. Некоторые представители сильного пола, шахнув стакашку сорокоградусной, тут же неподалеку разворачивались и, делая вид, что они новые люди, снова подходили к ящику и закидывали за воротник.

После двух-трех заходов вполне можно было и прикорнуть на лавочке в скверике рядом.

Деньги на деревьях

Я с Серегой Трухоненко в Крыму. За нашей спиной гора Ай Петри. Через 5 минут будем нырять за рапанами на глубину 12 метров. 1975 год.
Я с Серегой Трухоненко в Крыму. За нашей спиной гора Ай Петри. Через 5 минут будем нырять за рапанами на глубину 12 метров. 1975 год.

Кстати, не так давно в этом скверике, рядом с бывшей «Березкой», где находятся уже хорошо вам знакомые деревья, названные именами моих друзей, состоялся очередной перфоманс, обойти вниманием который я никак не могу.

На деревьях появились полиэтиленовые пакетики с деньгами. Где-то «пятерка», где-то «десятка». С маленькими записочками, в которых говорилось о том, что дерево совсем не будет против того, если любой прохожий воспользуется этой суммой по собственному усмотрению. Правда, обязательно указывалось, что это, к примеру, «дерево Васи Мака» или «дерево Гены Хака»… Не будем уточнять, откуда взялись эти пакеты, которые, понятное дело, провисели совсем недолго. Но с пользой для общего дела.

«Лира» на республиканском экране

… Ах, да. Совсем забываю сказать несколько слов о практике, которая (как и стройотряд, картошка) играет незаменимую роль в деле обучения студента выбранной специальности. Узнаете на этой фотографии угол дома «девяносто»? Того самого, в центре Могилева, на пересечении Первомайской и проспекта Мира.

Вот и я не сразу признал…

Знаменитый угол перекрестка улицы Первомайской и проспекта Мира. Студенты «машинки» только что вернулись из Волгограда, где проходили на заводе практику. Слева направо –
Знаменитый угол перекрестка улицы Первомайской и проспекта Мира. Студенты «машинки» только что вернулись из Волгограда, где проходили на заводе практику. Слева направо – Олег Лалетин, Елена Макарова, Владимир Китун. 1972 год.

1972-й год. Если точнее – начало июня. Студенты-первокурсники могилевской «машинки» только что вернулись с практики, которую они проходили в Волгограде на тракторном заводе. Элегантный джентльмен с гитарой – это Володя Китун. Тот самый, который практически с первых же дней учебы в институте развил еще и необыкновенно кипучую музыкальную деятельность, в результате которой появилась группа «Лира», впоследствии снискавшая приличную славу – не только в городе, но и в республике. В БССР. Помните про такую? Вот и я уже начинаю про нее забывать.

Справа от Володи – его однокашники Лена Макарова и Олег Лалетин. Человек с саквояжем присутствует в кадре не по своей воле и, как видим, всеми возможными способами пытается из этого кадра уйти. Не удалось.

«Иди сюда, куда побежал!» – так и хочется сказать в его адрес слова, которые, наверное, возникают практически у каждого, кто видит это фото. А что, благодаря этому случайному прохожему мы сегодня можем, к примеру, узнать о том, что было модно носить в семидесятых в теплое время года в нашем славном городе.

Володя Китун со своими институтскими товарищами, отпрактиковавшись в Волгограде, тогда также узнали о ситуации с кадрами на тамошнем тракторном заводе – постоянная нехватка пяти тысяч (!!!) рабочих рук. Две тысячи судорожно «закрывались» заключенными, студентами и прочей молодежью, а три тысячи находилось в постоянном дефиците. Вот какие масштабы социалистического строительства имели место быть!

А еще студентов-«машинковцев» удивило количественное преобладание в Волгограде представительниц слабого пола над представителями сильного.

«Приходим на танцы, – вспоминает Владимир, – а там на пятерых мужиков – двести дам. Нас буквально раздирали на части. И танцплощадка огромная, с нашей в парке Горького не сравнить».

Владимир Китун в комнате общежития №2 «машинки» после трудового учебного дня. 1973 год.
Владимир Китун в комнате общежития №2 «машинки» после трудового учебного дня. 1973 год.

Любопытно, что Володя Китун, помимо всего прочего, был настолько активен во всевозможных популярных молодежных проектах того времени – от стройотрядовских выездов до профсоюзных мероприятий, что парня впору было заносить в институтскую книгу рекордов. К сожалению, такой не было и нет. И при этом он еще хорошо учился, что в техническом вузе – ой, как непросто!

Не могу обойти стороной успехи Володей созданного ВИА «Лира», гремевшего в то время в городе по многим «номинациям». В этом ансамбле, помимо Китуна, играли впоследствии легендарные могилевские музыканты Виктор Быков, Владимир Морозов. На барабанах стучал мой одногруппник (ПТ-722) Роман Готман. К примеру, в 1974 году «Лира» стала победителем областного конкурса ансамблей. Помимо «машинковцев», соревновались ВИА из Бобруйска, Могилева (два коллектива ДК ЖД – один из них «Голубой экспресс», рук. А.Медельский, ансамбль Могилевского авторемзавода), районных центров: Глуск, Быхов, Климовичи, Осиповичи…

ВИА «Лира» на съемках телепередачи на Минском море. Середина 70-х.
ВИА «Лира» на съемках телепередачи на Минском море. Середина 70-х.

В финале конкурса надо было исполнить три песни – современного советского композитора, народную и авторскую (собственного сочинения).

К слову, доподлинно известно, что «Лира» исполняла песню Юрия Антонова «Если любишь». И стала победителем. Второе место – у «Голубого экспресса», третьи – у ВИА Глусского ДК и Могилевского авторемзавода.

После успеха на областном конкурсе «Лиру» пригласили на телезапись музыкальной программы в Минск. К сожалению, отыскать видео того исторического момента не удалось, только несколько фото (и это уже достижение!).

У телеоператора настроение отличное. Середина 70-х.
У телеоператора настроение отличное. Середина 70-х.

Время вспять не повернешь?

… На протяжении последних лет пяти он обязательно пару раз в неделю приходит на пересечение улицы Первомайской и проспекта Мира. Здесь в прошлом частенько «забивали стрелку», встречались с друзьями, с девушками… Отсюда хорошо виден главный корпус «машинки», где прошли его студенческие годы.

Он всего лишь приходит на перекресток и молча стоит, вглядываясь в лица прохожих. Вроде, кого-то ждет. Но никто на встречу не приходит. Иногда, правда, кто-то ему кивает головой или даже салютует руками, проходя мимо, но он предпочитает не вступать в диалог. Потому что уже почти нет никого из тех, с кем он бы хотел здесь поговорить. Наверное, ему кажется, что здесь, на этом знаковом могилевском перекрестке время может повернуть вспять. И тогда на противоположной стороне улицы вдруг возникнут до боли в сердце знакомые силуэты...

Не пытайтесь к нему подходить и задавать вопросы. Не пытайтесь и все. А лучше вспомните о своих однокашниках, о своих друзьях молодости, которые, сами о том не подозревая, формировали вас как человека. Они достойны, как минимум, того, чтобы вы о них хотя бы вспомнили.