И вот нынешняя экспозиция – это не ретроспекция, а совершенно новый и свежий взгляд на творчество Кнаруса. Все 44 миниатюры и два десятка среднеформатных полотен созданы за последние пару лет, которые, к сожалению, оказались для самого художника наполненными трагическими событиями. Отсюда и название выставки «Осколки хрустального мира».
Но вопреки тому каждый мазок открытым цветом (столь любимой Кнарусом палитры) излучает непобедимую любовь к жизни и искреннее восхищение самыми разными ее аспектами. А еще на больших и малых его полотнах мир предстает совершенной фантасмагорией. Кажется, художника ни мало не заботит скучная реальность. Вместо этого он освобождает свое творчество от рационального и заполняет все освободившееся пространство чувством.
Сюжеты Кнаруса не из внешнего мира, а из внутреннего. И такая субъективность, когда художник выставляет напоказ то, что его волнует, чем он живет, – особенно интересна. Так охарактеризовал особенность творческого метода Виктора Кнаруса старший научный сотрудник Бобруйского художественного музея Геннадий Благутин.
И добавил, что художник приблизился к искреннему и по-детски непосредственному выражению своих чувств. В этом он созвучен Пабло Пикассо в его интенции «рисовать, как ребенок» («Я могу рисовать, как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок»). Сам Виктор Николаевич признавал, что многому научился у детей 4-6 лет в период преподавательской работы в изостудии.
За свою многогранность Кнарус не раз удостаивался лестных эпитетов коллег. Так художник и скульптор Владимир Гавриленко назвал Кнаруса «бобруйским Матиссом», а соученица по беляевской изостудии Татьяна Корчажкина восхитилась: «Виктор пишет Бобруйск, как Париж». При этом все в один голос отмечали исключительную человеческую порядочность Виктора Кнаруса. «Может быть когда-нибудь мы еще порассуждаем о том, почему творчество людей нравственных интереснее творчества людей нравственностью пренебрегающих», — заметил Геннадий Благутин.
Примечательно, что каждая из шести десятков работ снабжена коротким стихотворным комментарием художника. Не всегда Виктору Николаевичу удается выдерживать структуру хокку, иногда это просто стихотворная строфа, но неизменно наполненная глубоким смыслом, который либо раскрывает авторскую задумку, либо обогащает догадку зрителя: «Не срезайте сливу. Кто мне душу согреет весной», «Прошлогодний ковыль на ветру шелестит. Мне жаль того, кто этого не слышит», «Шмель разбудил меня песней своей на восходе. Ласточки в небе высоком».
Интересная выставка интересного художника. Сходите, не пожалеете.
Читайте также в архиве сайта: