«В моем детстве милиции в городе было немного». 67-летний бобруйчанин вспомнил Бобруйск 1950-70-х
8697
Ирина РЯБОВА. Фото Александр ЧУГУЕВ
Юрий Самак родился в Бобруйске в 1954 году и живет здесь. В семейном альбоме Юрия Александровича хранится много фотографий его детства, юности, родных. В 1950-е фотоаппараты были редкостью. Юрию повезло: его отец увлекался фотографией, и у него был свой «Зенит».
Отец Юрия, Александр Архипович Самак (все звали его почему-то Лешей), родился в 1929 году в деревне Заболотье Бобруйского района. Всю жизнь работал в милиции. Сын вспоминает, что тогда отделение милиции находилось на улице Бахарова, рядом с пожарной частью.
– В моем детстве милиции в городе было немного, всего два отделения, – говорит Юрий Александрович. – Но тогда и население Бобруйска было поменьше.
Мама Юрия Александровича, Ольга Николаевна (в девичестве Ступень), родом из Плес, работала кондуктором в автопарке, на «Трапхиме», воспитателем в детсадах №2 и №12.
У Юрия Самака есть младшая сестра Светлана (сейчас Бородина).
После окончания школы №9 Юрий Самак поступил в училище №8 рядом с домом, получил специальность «сварщик». Им, сварщиком, наш герой и отработал почти всю жизнь – до 2004 года. Трудился на опытно-механическом и ремонтно-механическом заводах, на шинном комбинате. Даже после выхода на пенсию возглавлял цех на предприятии «Машдорстрой».
Абремов конь
Сначала семья Самак жила в доме на Октябрьской, потом получили квартиру на Советской, 63. На месте этого дома сейчас размещается торгово-экономический колледж.
– Это было двухэтажное здание из красного кирпича, – вспоминает собеседник. – В доме жило несколько семей: Поляковы, Чевлаевы, Абрамовичи (до них Юшкевичи), Большай, Кубченко, Гавриленко Соня и Коля. Это были 60-70-е годы. Году в 1979-м дом снесли, потому что было принято решение продлить здание сельхозучилища №8, с которым у нас был общий двор. Позже это училище в Каменку перенесли, а на его месте появилось строительное ПТУ №91.
Юрий Александрович ностальгирует по тому времени:
– Тогда мы жили очень дружно: соседи собирались вместе – общались, накрывали совместные столы, старики во дворе играли в карты. У кого-то свадьба или вечеринка – собирались всей улицей. Помню, рядом жил дядя Абремов Михлин (мы все его так называли) – бывший тесть нашего известного таксиста Гренадера. У него был свой конь с повозкой. Он на нем по утрам ехал на станцию «Березина», там забирал людей из деревень с сельхозпродукцией и вез их на рынок. А мы, пацаны, с ним катались до станции, а потом домой пешком возвращались. Он выводил этого коня, а мы пасли его возле крепости и там, где парк сейчас взрослый.
Цирк на площади
Юрий Самак вспоминает, что рядом с их домом находился вафельный цех, где пекли ну очень вкусные вафли («сейчас таких не купить!»). А там, где сейчас площадь Победы, был парк имени Бахарова. В нем они мальчишками играли в футбол.
А еще Юрий занимался боксом в бывшем здании Никольского собора на Советской. Сначала там был храм, где Юрия крестили, потом храм разрушили, чему Юрий также был свидетелем. Нынешняя площадь Ленина, по словам Юрия Александровича, в его раннем детстве называлась площадью Победы (на старом фото его отца, где он с коллегами стоят у памятника Ленину, подписано: «Площадь Победы. 7 ноября, 1967 год»).
Юрий Самак также вспоминает, что там, где сейчас стоит памятник Ленину, в его раннем детстве периодически устанавливали цирковой шатер – в город приезжали гастролеры.
А еще в Бобруйске в те годы не было ни одной асфальтированной улицы.
Окунуться в атмосферу 1950-х нам помогут старые фото из альбома Юрия Александровича Самака: