Александр Клименков работает слесарем по ремонту и обслуживанию газового оборудования в производственном управлении «Бобруйскгаз» РУП «Могилевоблгаз». В газовщики пошел после того, как 16 лет отслужил в армии – был командиром взвода по ремонту и эксплуатации техники на гусеничном ходу, но попал под сокращение. А в Бобруйске жил рядом с горгазом – туда и пошел работать.
Кто такие газовщики и где их берут
Газовщиком можно стать, пройдя обучение на базе филиала «ГАЗ-института», как Александр Николаевич, а затем – практику на предприятии. К слову, Клименков сдал экзамены в Могилеве на «отлично».
– Каждый день с 8 утра мы получаем наряд-задание на ремонтные работы, – рассказывает о своем рабочем графике Александр Клименков. – В специальных таблицах отмечено, куда идти, что делать, какие запчасти нужны. А также, в какое время лучше приходить, за сколько человека предупредить: например, «до 16.00» или «позвонить за час!»
Основная работа Александра Николаевича – ремонт газовых плит и их замена, а также инструктаж по безопасному пользованию. Когда мастер ставит новую плиту, он всегда подробно рассказывает потребителю, как ею пользоваться, что делать в разных ситуациях... Но, бывает, что надо вернуться и проинструктировать повторно.
При установке плиты мастер заключает и договор на дальнейшее обслуживание, выписывает акт выполненных работ и пробивает чек на кассовом аппарате.
К слову, с 21 февраля 2022 года с потребителем заключаются уже два отдельных договора – на техобслуживание и ремонт оборудования и на поставку газа. Если плиту вам ставит частная организация, то и ремонтирует она.
Как это делается
– Во-первых, открываем окна, перекрываем кран, отключаем старую плиту, – объясняет алгоритм действий мастер. – Поставили новую – проверяем на утечку. Рассказываем человеку, как зажигать конфорки. На новых плитах это может быть не так просто, если стоит система газ-контроля. Газ-контроль при погасании пламени останавливает подачу газа. Например, если про кастрюлю забыли, она выкипела и залила конфорку, проблема будет только в чистке плиты. Так вот, с такой системой, чтобы зажечь конфорку, надо повернуть ручку, нажать на нее и включить кнопку электророзжига. Когда загорелось, пару секунд подержать ручку нажатой, чтоб сработал датчик. Если отпустить рано – потухнет. И если датчик вышел из строя, огонь не загорится – меняем.
Из частых операций, по словам Александра Николаевича – замена резино-тканевого шланга, что идет от трубы к плите. Менять его полагается по мере необходимости. За состоянием шланга, кстати, должны следить сами пользователи – например, протерли плиту и заодно посмотрели, как там шланг, нет ли трещин.
Еще газовщики часто чистят сопла горелок, чинят дверцы духовок, систему электророзжига. Если в газовой плите электрическая духовка – ее тоже ремонтируют.
Экзамены ежемесячно
На одном «Газ-институте» обучение газовщиков не заканчивается. Ежемесячно проводятся теоретические и практические занятия. Ведь одних газовых плит существует множество марок, и постоянно появляются новые модели – все надо знать.
– В нашем техническом классе в здании горгаза на Орджоникидзе стоят плиты, котлы – все в рабочем состоянии и подключенное, – говорит Александр Николаевич. – И полностью кухня собранная стоит, со всеми шкафчиками, не в каждой квартире такая есть. Так что, мы учимся, тренируемся практически в реальных условиях. И знаем, например, что замена мелочи, которая в старых моделях менялась за пару минут, в новых требует разбора полплиты.
Горгаз обеспечивает слесарей всем необходимым, в том числе униформой.
– Полностью одевают, обувают и заставляют носить, – смеется Александр Клименков. – И фирменную куртку, и шапку, и резиновые сапоги, и зимние, на меху. Все по технике безопасности. А сейчас еще и маски с бахилами. И с инструментом вопросов не бывает, не успел заказать – тут же тебе: «На!»
Где стоять счетчику и заменяет ли баллон трубу?
Мы воспользовались моментом, чтобы расспросить опытного мастера о некоторых нюансах, связанных с газовой плитой.
Например, тех, кто решил поставить себе газовый счетчик, волнует, сколько места он будет занимать и как выглядеть. Новые дома сдаются с уже установленными плитами и счетчиками – а если жильцов такое место не устраивает?
– При строительстве новых домов «Бобруйскгаз» плиты не ставит, – объясняет слесарь. – Это по проекту делает специализированная организация, она же ставит и счетчики. Как-то «не так», как указано в проекте, они поставить не могут. Но после, бывает, люди просят счетчик переставить – мы это сделать можем, по нормативам: не менее 50-ти сантиметров от пола и от оси крайней горелки, до края счетчика – не менее 40-ка сантиметров в сторону. Кстати, газовые счетчики уже есть маленького размера, как и водяные.
Некоторым людям газовый счетчик точно не нужен, ведь газ бывает и из баллона. А плитам все равно?
– 99 процентов плит, что продаются, сделаны под природный газ, который поступает в дома по трубам, – объясняет Александр Николаевич. – Если такую плиту подключить к газовому баллону, она работать будет. Но для использования природного и сжиженного газа используют сопла разного диаметра. В современных плитах сразу в комплекте идут сопла для сжиженного газа, они чуть меньше, чем для природного, но бояться этого не стоит, газовики все меняют и устанавливают под абонента.
Как узнать, горит ли газ правильно?
По виду пламени. Изменение его цвета на желтый, оранжевый, красноватый говорит о неполном сгорании газа. Причины могут быть разные: недостаток или избыток воздуха, засоренность газовой горелки (пыль, сажа и т.д.)
Какая плита – «фирма», и зачем ей техосмотр?
В основном бобруйские газовщики обслуживают плиты белорусского производства – потому что с заводом есть договор на гарантийный и послегарантийный ремонт.
– Если поломается какой-нибудь «Индезит» или «Бош» – мы придем, – говорит Александр Клименков. – Прочистим, определим причину поломки. Но детали придется заказывать в магазине производителя. Надо обращаться в сервисные центры, а их в Бобруйске тоже нет, только в областных городах. Поэтому бобруйчане, в основном, предпочитают белорусские плиты.
Срок службы газовой плиты (белорусской) – 10 лет. По их истечении плита должна пройти диагностику. Александр Николаевич и его коллеги приходят, разбирают и проверяют. Если прошла – срок продлевается еще на 1-4 года.
– Диагностика – дело серьезное, – говорит Клименков. – Поэтому мы все раскрываем, внимательно смотрим, и даже если пока работает, объясняем человеку нюансы. Например, если деталь уже не выпускается, после ее поломки плиту надо отключать, ведь нечем заменить. Предлагаем человеку: может, лучше сразу купить новую плиту, не дожидаясь форс-мажора?
На заметку. За самовольное подключение, отключение газового оборудования, перестановку со сваркой или замену шланга – штраф от 10 до 20 базовых (от 320 до 640 руб., это если без причинения вреда).
«Ты – такой же, как клиент»
– Вообще, что бы ты для человека ни делал, вы должны понять друг друга, – рассуждает Александр Клименков. – Если он не понимает – ты должен объяснить пять раз. Постоянно бывают такие случаи, что звонят: «Плита не работает». Приходишь, включаешь – работает. «А до вас не работало», – говорят. «А что вы делали?» – спрашиваю. «То же самое», – отвечают. И так разбираемся, пусть подолгу, но наверняка. Люди у нас в основном законопослушные, всему внимают и стараются исполнять.
Или обычные человеческие моменты: когда отодвигаешь плиту, и хозяйка начинает причитать: «Ой, сколько там грязи!» Ну подумаешь, ничего страшного, подожду, пока слегка приберут. Я с человеком всегда общий язык нахожу, неприятного общения не бывает. В общем, в первую очередь, надо оставаться человеком. Ты – такой же, как клиент.
– Зато потом идешь по городу и вдруг слышишь: «Вон наш газовщик пошел!» Приятно, – улыбается Александр Николаевич.