Бобруйчанку Светлану Алексеевну беспокоит сложившаяся ситуация: «Наш четырехлетний сын много фантазирует, постоянно представляет себя какими-то персонажами: супер-героями, роботами, драконами. Сначала мы его поощряли: мол, творческий какой, будет артистом, а сейчас это начинает напрягать. Бывает, упрямится и злится, если его называть не именем выбранного героя, а его собственным, на простые вопросы сочиняет какие-то неправдоподобные ответы. Как вернуть ребенка «в норму»? В садике вроде бы все нормально, активно играет с другими детьми, часто заводила в чем-то, ведет себя хорошо, воспитатели не жалуются.
На вопрос обеспокоенной мамы отвечает практикующий детский и семейный психолог Светлана Глагола:
– Для того, чтобы иметь понимание о происходящих процессах, обратимся к особенностям развития ребенка данного возраста.
Четырехлетний возраст является периодом открытий. Ребенок активно познает себя и мир вокруг – это время появления способностей и талантов. Кроме того, происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие. Малыш учится управлять своим телом и эмоциями. Происходит развитие памяти, внимания, мышления, речи и воображения. Четырехлеткам необходимо общение со сверстниками, ведь ведущее развитие происходит в сюжетно-ролевой игре. Мышление в этом возрасте является наглядно-образным, проще говоря, ребенок в игре использует сохраненные в памяти образы.
Это время появления первых страхов как следствие развитого воображения. Ребенок может чувствовать себя недостаточно защищенным перед большим миром, воображать сражения и победы над выдуманным врагом. Кроме того, может задействовать свое «магическое мышление» для того, чтобы обрести ощущение безопасности.
Возвращаясь к письму мамы, отметим, что родители у мальчика поддерживающие и внимательные, именно поэтому фантазии их сына закрепились. Ничего страшного в этом нет, и со временем ребенок перестроится. Однако если увлеченность и реалистичность начинает родителей пугать, необходимо вводить «правила игры».
Например, проговаривать, что сейчас мы играем в «супер-героя» и ты самый сильный и самый быстрый, а через некоторое время стоит обозначить, что игра окончена, и вам хочется увидеть дома своего любимого сыночка, акцентируя внимание на том, что он вам важен именно такой, какой есть – без супер-способностей. Обычно дети с легкостью «считывают» мамино настроение, и улавливая «неудовольствие», моментально переключаются. Несколько повторений – и проблема уйдет сама собой.
Второй момент, если ребенок много времени смотрит мультфильмы одного и того же содержания, его психика настраивается на вымышленного персонажа, и тогда происходит болезненная привязанность. Попробуйте показывать мультфильмы разного содержания, и ребенок переключится на другую игру, с другими смысловыми нагрузками. Идеально будет на некоторое время совсем воздержаться от просмотра мультфильмов, и вместе рисовать, лепить или читать сказки.
Помните, что чем разнообразнее взаимодействие и виды активности, тем разностороннее будет формироваться личность ребенка.