Факт первый. Климовичи некогда был наполовину еврейским городом
Если вы до сих пор считаете, что в Могилевской области только Бобруйск можно назвать еврейским городом, вы, конечно, не шлимазл, но сильно-сильно заблуждаетесь. Как так получилось? Просто все города и местечки нашего края с 1791 года входили в так называемую «черту оседлости», и уже через столетие еврейское население составляло в них от 30 до практически 100 %. В Климовичах – в том числе, пишет ПроМогилев.
Читаем в буклете энциклопедические сведения: «В 1895 г. в городе уже свыше 5 тысяч жителей, в том числе половина евреев, две православные церкви, три еврейских молитвенных школы (синагоги) и ремесленное училище». И далее: «В 1913 г. евреям принадлежали единственная аптека, оба склада аптечных товаров, обе булочные, все 9 гостиниц и 70 лавок (в том числе 45 бакалейных, единственная книжная). Также купцами в Климовичах в XIX – начале XX вв. были исключительно евреи».
С другой стороны, а где ж было жить бедным иудеям? Им запрещали селиться в сельской местности и, за редкими исключениями, жить за пределами «черты». Купцы были одним из таких исключений.
Факт второй. Климовичские евреи столетие назад были на все руки мастера
Евреи в довоенных Климовичах, похоже, умели делать абсолютно все. Профессор, кандидат физико-математических наук Шмуэль Рывкин, чьи предки – тоже климовчане, вспоминал о своих земляках:
– Были среди них мясники и сапожники, портные и извозчики, торговцы и кожевники. Кузнецы же были почти исключительно евреи; когда русские спрашивали их, откуда они такие здоровые, им отвечали: «Оттого, что едим кошерное». Работали евреи также на двух городских заводах – спиртовом и силикатном. Появилась возможность заняться и сельским хозяйством: на окраине города находился поселок Михалин, состоявший из двух частей – спиртзавода и сельскохозяйственной артели «Энергия». Эту артель образовали 50 еврейских семей…
Факт третий. Местные евреи и белорусы сосуществовали в мире и согласии
Они общались, торговали, работали, ходили друг к другу в гости, делились житейским опытом. Молились отдельно – это так. Ну и подшучивали друг над другом – куда ж без этого... «Жили очень дружно. Белорусы стремились выучить идиш. Были не раз и такие казусы, что ребятам, которые спрашивали как по-еврейски «здравствуйте», говорили какое-нибудь непотребное слово. Приходит такой ребенок в дом и вместо приветствия скажет такое, что все за головы хватались. Правда, потом вместе смеялись, а того, кто обманул белорусского приятеля, очень ругали», - делился известный в Климовичах учитель, директор школы, ветеран войны Евгений Шифрин, родившийся в 1924 году в поселке Михалин на окраине города (тогда это была еврейская сельскохозяйственная артель «Михалин»).
Факт четвертый. Евреи Климович имели свою особую еврейскую кухню
Евгений Шифрин вспоминал, что было на столе у климовчан в его довоенном детстве: «Моим любимым блюдом были драники. Ели много каш, блюд из картофеля…». Вся его семья работала в успешном еврейском колхозе, потому в отличии от климовчан в конце 20-х-начале 30-х годов, Шифрины не голодали. Особенно вкусная и сытная еда готовилась на праздники. «Обязательно по субботам было мясо. Мама пекла халу. По праздникам делала кугл и другие еврейские блюда…».
Хала - это сдобная белая булка на шаббат, кугл – запеканка из самодельной вермишели. А к одному из главных еврейских праздников Песаху пекли традиционную мацу – пресную тонкую лепешку из муки и воды.
В воспоминаниях еще одной уроженки Климович Елизаветы Киевской есть очень аппетитное описание:
-Приготовление мацы становилось праздником, с самого утра мужчины готовили большие столы, на которых затем катали мацу и специальным катанком делали дырочки. Мы, дети, как завороженные, смотрели, как быстро и ловко женщины в красивых косынках и фартуках с песнями, шутками и улыбками раскатывали мацу, затем мужчины уносили листы на специальный металлический стол у печки, прокалывали их, закладывали в печь, через 2-3 минуты переворачивали и еще через несколько минут вынимали готовую мацу и складывали на белоснежные простыни. Потом в течение нескольких недель маца хранилась на антресолях – два-три столбика по 20-30 листов в каждом укутанные белыми скатертями. Вкус такой мацы незабываем: тонкая, почти прозрачная, хрустящая. Детям на завтрак давали стакан молока и кусок мацы. Мы крошили мацу в молоко и ели ее ложечкой…
Факт пятый. Некоторые современные европейские раввины - потомки хасидов из Климович. И очень гордятся этим!
Могилевский раввин Менахем-Мендел Альперович рассказал, что его бабушка-климовчанка Муся Левин, сумевшая эмигрировать вместе с семьей в первые послевоенные годы не очень-то любила Климовичи и говорила, что «… это была «дыра» и в смысле культурном, и в смысле религиозном, и в смысле материальном…».
А вот ее двоюродный брат Мордхе Ривкин, который тоже родился в Климовичах, был не так однозначен. По его словам, отношение к тому факту, что человек родился в Климовичах, в кругу иудеев-хасидов могло быть диаметрально противоположным. «Что можно сказать о человеке, что он а хохем (идиш: умный), а шейнер (идиш: красивый), а цадик (идиш: праведный), а ламден (идиш: ученый), а после всего это можно добавить он а Климэвич (из Климович)». То есть, «а-климэвич» – это уже будет самая высшая похвала!»
Ну или наоборот: «Когда это (выражение) услышал брат моей мамы, он сказал, что выражение можно трактовать и совсем по-другому: можно о человеке сказать, что он «а хохем», «а шейнер», «а цадик», но есть одна проблема – он «а Климэвич».
Кстати, некоторые потомки климовичских евреев - известные раввины на постсоветском пространстве и в Европе: раввин Менахем-Мендл Певзнер – в Санкт-Петербурге, раввин Азимов – во Франции, раввин Шмуэль Коменецкий – в Днепре, раввин Леви Каменецкий (внук Ривкиных из Климович) – в Томске…
Факт шестой. Климовичи - родина совершенно особенной музыки
Раввин Шмарьяху Фельдман - один из тех немногих довоенных уроженцев Климович, что пережили репрессии, выжили на фронте или в эвакуации. Он сумел после Великой Отечественной войны уехать через Польшу, Германию и Францию в Израиль. Туда он вывез самое ценное семейное богатство (хотя самое большое богатство евреев – это, конечно, дети) – климовичские хасидские мелодии нигунов.
Нигун – особая форма еврейской религиозной песни или мелодии. Обладая уникальным музыкальным слухом, Фельдман запомнил, записал и распространил многие старинные мелодии. Его версии климовичских нигунов считают золотым стандартом жанра и поют во многих странах мира.
Факт седьмой. Климовичи-родина всемирно известных художников и скульпторов
Прославленные художники родом из Климович, как и известные раввины, происходили из рода Певзнер. Однако в искусстве они известны под псевдонимами Антуан Певзнер и Наум Габо. Братья стали родоначальниками конструктивизма в скульптуре. Они провозгласили базой искусства безграничное пространство и время. Постепенно от конструктивизма, абстрактной и фигуративной живописи братья пришли к «кинетическому искусству», к созданию сложных движущихся конструкций из металла и пластмассы. Творчество каждого из братьев в области скульптуры сыграло важную роль в развитии искусства XX века.
А еще в Климовичах родились живописцы Роберт Генин (1884 год, Высокое, Климовичского района) и Моисей Лянглебен (1925 год, Климовичи).
Факт восьмой. Самая трагическая страница истории Климович - Холокост
Холокост в Климовичах здесь мы затрагивать не будем – слишком серьезная и трагическая тема, не для этого материала. Просто скажем, что он был, и читать в сборнике материалов свидетельства тех, кто прошел весь этот ад, без содрогания невозможно. Но очень-очень нужно. Прочтите обязательно. И обязательно обратите внимание на историю Праведника народов мира Василия Языменко из деревни Пожарь.
Факт девятый. По некоторым историям климовчан-евреев можно было бы снимать кино
Среди евреев – участников Великой Отечественной войны, родившихся в Климовичах и окрестностях, немало героев. Но история сапожника Лазаря Трактинского больше похожа на голливудский фильм.
Молодой мужчина, которому к началу войны было только двадцать восемь лет, уже прошел армейскую службу, войну в Западной Беларуси и Прибалтике, Финскую войну, и вновь был призван на службу в марте 1941 в саперные войска. 26 июля под Минском попал в плен и был в плену до 1943 года.
Как еврей выжил в плену? Он сменил имя: вместо Лазаря стал Лаврентием. Люди, земляки, которые знали, что он еврей, не выдали. Когда мужчину с другими военнопленными пригнали в Германию, три раза пытался бежать. Но, увы, ловили.
После одного из побегов его и других пытавшихся сбежать перевели в лагерь для военнопленных в Югославию.
Он и оттуда бежал, потом полтора года воевал вместе с югославскими партизанами.
В 1945 году вернулся на родину. А там вновь попал в лагерь – уже как бывший военнопленный. В августе 1945 года Лазаря отпустили и он, наконец, решил вернуться домой. Но дома не было. Его родители, жена, дочь и родственники были убиты. И что дальше? Он нашел работу, создал новую семью...
Его дочь до сих пор живет в Климовичах. Очень уважаемый человек, между прочим.
Факт десятый. Климовичское Еврейское кладбище с 2021 года каталогизировано
В Климовичах осталось очень мало архитектурных памятников довоенной застройки, но уцелело еврейское кладбище.
Сохранилась только часть еврейских надгробий. В сборнике материалов приведен список надгробий Еврейского кладбища в Климовичах. Исследователи из Москвы, Минска, Бреста и Могилева, а также волонтеры из Климовичской средней школы № 3 в августе прошлого года инвентаризировали и фотофиксировали памятники, а также перевели тексты эпитафий. Все это теперь доступно широкой аудитории.
А еще рассказывают, что на краю этого кладбища покоятся и расстрелянные участники антифашистского сопротивления, умершие в госпитале немцы и советские военнопленные...
- Полностью с материалом сборника можно ознакомиться здесь.