10 интересных фактов о «еврейских Климовичах» прошлого

8698
Подготовила Ольга МАКСИМОВА, magilev.by. Фото из сборника материалов об истории евреев Климович и из интернет-источников
Могилевчане Ида Шендерович и Александр Литин проделали прямо-таки фундаментальную работу по поиску и сбору уже опубликованных документов и воспоминаний об истории климовичских евреев. Выбрали 10 интересных фактов из подготовленного ими сборника.
Все цифры взяты из сборника материалов об истории евреев Климович.
Все цифры взяты из сборника материалов об истории евреев Климович.

Факт первый. Климовичи некогда был наполовину еврейским городом

Если вы до сих пор считаете, что в Могилевской области только Бобруйск можно назвать еврейским городом, вы, конечно, не шлимазл, но сильно-сильно заблуждаетесь. Как так получилось? Просто все города и местечки нашего края с 1791 года входили в так называемую «черту оседлости», и уже через столетие еврейское население составляло в них от 30 до практически 100 %. В Климовичах – в том числе, пишет ПроМогилев.

Портных в тех старых Климовичах, наверное, тоже хватало... Юдель Пэн, картина «Портной», 1926 год.
Портных в тех старых Климовичах, наверное, тоже хватало... Юдель Пэн, картина «Портной», 1926 год.

Читаем в буклете энциклопедические сведения: «В 1895 г. в городе уже свыше 5 тысяч жителей, в том числе половина евреев, две православные церкви, три еврейских молитвенных школы (синагоги) и ремесленное училище». И далее: «В 1913 г. евреям принадлежали единственная аптека, оба склада аптечных товаров, обе булочные, все 9 гостиниц и 70 лавок (в том числе 45 бакалейных, единственная книжная). Также купцами в Климовичах в XIX – начале XX вв. были исключительно евреи».

С другой стороны, а где ж было жить бедным иудеям? Им запрещали селиться в сельской местности и, за редкими исключениями, жить за пределами «черты». Купцы были одним из таких исключений.

Факт второй. Климовичские евреи столетие назад были на все руки мастера

Евреи в довоенных Климовичах, похоже, умели делать абсолютно все. Профессор, кандидат физико-математических наук Шмуэль Рывкин, чьи предки – тоже климовчане, вспоминал о своих земляках:

Шмуэль Рывкин.
Шмуэль Рывкин.

– Были среди них мясники и сапожники, портные и извозчики, торговцы и кожевники. Кузнецы же были почти исключительно евреи; когда русские спрашивали их, откуда они такие здоровые, им отвечали: «Оттого, что едим кошерное». Работали евреи также на двух городских заводах – спиртовом и силикатном. Появилась возможность заняться и сельским хозяйством: на окраине города находился поселок Михалин, состоявший из двух частей – спиртзавода и сельскохозяйственной артели «Энергия». Эту артель образовали 50 еврейских семей…

Факт третий. Местные евреи и белорусы сосуществовали в мире и согласии

Евгений Шифрин.
Евгений Шифрин.

Они общались, торговали, работали, ходили друг к другу в гости, делились житейским опытом. Молились отдельно – это так. Ну и подшучивали друг над другом – куда ж без этого... «Жили очень дружно. Белорусы стремились выучить идиш. Были не раз и такие казусы, что ребятам, которые спрашивали как по-еврейски «здравствуйте», говорили какое-нибудь непотребное слово. Приходит такой ребенок в дом и вместо приветствия скажет такое, что все за головы хватались. Правда, потом вместе смеялись, а того, кто обманул белорусского приятеля, очень ругали», - делился известный в Климовичах учитель, директор школы, ветеран войны Евгений Шифрин, родившийся в 1924 году в поселке Михалин на окраине города (тогда это была еврейская сельскохозяйственная артель «Михалин»).

Факт четвертый. Евреи Климович имели свою особую еврейскую кухню

Рохл-Лея Шифрина – мать Евгения Шифрина, которая прекрасно готовила еврейские блюда. Фото 1910 года.
Рохл-Лея Шифрина – мать Евгения Шифрина, которая прекрасно готовила еврейские блюда. Фото 1910 года.

Евгений Шифрин вспоминал, что было на столе у климовчан в его довоенном детстве: «Моим любимым блюдом были драники. Ели много каш, блюд из картофеля…». Вся его семья работала в успешном еврейском колхозе, потому в отличии от климовчан в конце 20-х-начале 30-х годов, Шифрины не голодали. Особенно вкусная и сытная еда готовилась на праздники. «Обязательно по субботам было мясо. Мама пекла халу. По праздникам делала кугл и другие еврейские блюда…».

Хала - это сдобная белая булка на шаббат, кугл – запеканка из самодельной вермишели. А к одному из главных еврейских праздников Песаху пекли традиционную мацу – пресную тонкую лепешку из муки и воды.

Юдель Пэн, картина «Еврей-пекарь», 1921 год.
Юдель Пэн, картина «Еврей-пекарь», 1921 год.

В воспоминаниях еще одной уроженки Климович Елизаветы Киевской есть очень аппетитное описание:

-Приготовление мацы становилось праздником, с самого утра мужчины готовили большие столы, на которых затем катали мацу и специальным катанком делали дырочки. Мы, дети, как завороженные, смотрели, как быстро и ловко женщины в красивых косынках и фартуках с песнями, шутками и улыбками раскатывали мацу, затем мужчины уносили листы на специальный металлический стол у печки, прокалывали их, закладывали в печь, через 2-3 минуты переворачивали и еще через несколько минут вынимали готовую мацу и складывали на белоснежные простыни. Потом в течение нескольких недель маца хранилась на антресолях – два-три столбика по 20-30 листов в каждом укутанные белыми скатертями. Вкус такой мацы незабываем: тонкая, почти прозрачная, хрустящая. Детям на завтрак давали стакан молока и кусок мацы. Мы крошили мацу в молоко и ели ее ложечкой…

Факт пятый. Некоторые современные европейские раввины - потомки хасидов из Климович. И очень гордятся этим!

Муся Левин, которая не очень-то любила Климовичи. Израиль. Фото 1960-х.
Муся Левин, которая не очень-то любила Климовичи. Израиль. Фото 1960-х.

Могилевский раввин Менахем-Мендел Альперович рассказал, что его бабушка-климовчанка Муся Левин, сумевшая эмигрировать вместе с семьей в первые послевоенные годы не очень-то любила Климовичи и говорила, что «… это была «дыра» и в смысле культурном, и в смысле религиозном, и в смысле материальном…».

А вот ее двоюродный брат Мордхе Ривкин, который тоже родился в Климовичах, был не так однозначен. По его словам, отношение к тому факту, что человек родился в Климовичах, в кругу иудеев-хасидов могло быть диаметрально противоположным. «Что можно сказать о человеке, что он а хохем (идиш: умный), а шейнер (идиш: красивый), а цадик (идиш: праведный), а ламден (идиш: ученый), а после всего это можно добавить он а Климэвич (из Климович)». То есть, «а-климэвич» – это уже будет самая высшая похвала!»

У раввина Санкт-Петербурга Менахема-Мендла Певзнера предки тоже из Климович.
У раввина Санкт-Петербурга Менахема-Мендла Певзнера предки тоже из Климович.

Ну или наоборот: «Когда это (выражение) услышал брат моей мамы, он сказал, что выражение можно трактовать и совсем по-другому: можно о человеке сказать, что он «а хохем», «а шейнер», «а цадик», но есть одна проблема – он «а Климэвич».

Кстати, некоторые потомки климовичских евреев - известные раввины на постсоветском пространстве и в Европе: раввин Менахем-Мендл Певзнер – в Санкт-Петербурге, раввин Азимов – во Франции, раввин Шмуэль Коменецкий – в Днепре, раввин Леви Каменецкий (внук Ривкиных из Климович) – в Томске…

Факт шестой. Климовичи - родина совершенно особенной музыки

«Нигун», худ. В.Спитцер.
«Нигун», худ. В.Спитцер.

Раввин Шмарьяху Фельдман - один из тех немногих довоенных уроженцев Климович, что пережили репрессии, выжили на фронте или в эвакуации. Он сумел после Великой Отечественной войны уехать через Польшу, Германию и Францию в Израиль. Туда он вывез самое ценное семейное богатство (хотя самое большое богатство евреев – это, конечно, дети) – климовичские хасидские мелодии нигунов.

Нигун – особая форма еврейской религиозной песни или мелодии. Обладая уникальным музыкальным слухом, Фельдман запомнил, записал и распространил многие старинные мелодии. Его версии климовичских нигунов считают золотым стандартом жанра и поют во многих странах мира.

Факт седьмой. Климовичи-родина всемирно известных художников и скульпторов

Настенная скульптура А.Певзнера «Два конуса в одной плоскости» была продана в 2018 году на торгах Christie`s за 1.1 млн. долларов.
Настенная скульптура А.Певзнера «Два конуса в одной плоскости» была продана в 2018 году на торгах Christie`s за 1.1 млн. долларов.

Прославленные художники родом из Климович, как и известные раввины, происходили из рода Певзнер. Однако в искусстве они известны под псевдонимами Антуан Певзнер и Наум Габо. Братья стали родоначальниками конструктивизма в скульптуре. Они провозгласили базой искусства безграничное пространство и время. Постепенно от конструктивизма, абстрактной и фигуративной живописи братья пришли к «кинетическому искусству», к созданию сложных движущихся конструкций из металла и пластмассы. Творчество каждого из братьев в области скульптуры сыграло важную роль в развитии искусства XX века.

А еще в Климовичах родились живописцы Роберт Генин (1884 год, Высокое, Климовичского района) и Моисей Лянглебен (1925 год, Климовичи).

Факт восьмой. Самая трагическая страница истории Климович - Холокост

Место, где находился старый аэродром г.Климовичи. Где-то здесь покоятся сотни жертв климовичского Холокоста.
Место, где находился старый аэродром г.Климовичи. Где-то здесь покоятся сотни жертв климовичского Холокоста.

Холокост в Климовичах здесь мы затрагивать не будем – слишком серьезная и трагическая тема, не для этого материала. Просто скажем, что он был, и читать в сборнике материалов свидетельства тех, кто прошел весь этот ад, без содрогания невозможно. Но очень-очень нужно. Прочтите обязательно. И обязательно обратите внимание на историю Праведника народов мира Василия Языменко из деревни Пожарь.

Факт девятый. По некоторым историям климовчан-евреев можно было бы снимать кино

Среди евреев – участников Великой Отечественной войны, родившихся в Климовичах и окрестностях, немало героев. Но история сапожника Лазаря Трактинского больше похожа на голливудский фильм.

История сапожника Лазаря Трактинского больше похожа на голливудский фильм.
История сапожника Лазаря Трактинского больше похожа на голливудский фильм.

Молодой мужчина, которому к началу войны было только двадцать восемь лет, уже прошел армейскую службу, войну в Западной Беларуси и Прибалтике, Финскую войну, и вновь был призван на службу в марте 1941 в саперные войска. 26 июля под Минском попал в плен и был в плену до 1943 года.

Как еврей выжил в плену? Он сменил имя: вместо Лазаря стал Лаврентием. Люди, земляки, которые знали, что он еврей, не выдали. Когда мужчину с другими военнопленными пригнали в Германию, три раза пытался бежать. Но, увы, ловили.

После одного из побегов его и других пытавшихся сбежать перевели в лагерь для военнопленных в Югославию.

Софья Левитт Трактинская - дочь Лазаря Трактинского.
Софья Левитт Трактинская - дочь Лазаря Трактинского.

Он и оттуда бежал, потом полтора года воевал вместе с югославскими партизанами.

В 1945 году вернулся на родину. А там вновь попал в лагерь – уже как бывший военнопленный. В августе 1945 года Лазаря отпустили и он, наконец, решил вернуться домой. Но дома не было. Его родители, жена, дочь и родственники были убиты. И что дальше? Он нашел работу, создал новую семью...

Его дочь до сих пор живет в Климовичах. Очень уважаемый человек, между прочим.

Факт десятый. Климовичское Еврейское кладбище с 2021 года каталогизировано

В Климовичах осталось очень мало архитектурных памятников довоенной застройки, но уцелело еврейское кладбище.

Август 2021 года. Каталогизация кладбища в Климовичах. Ида Шендерович и Александр Литин – по центру. Фото: Любовь Галушко.
Август 2021 года. Каталогизация кладбища в Климовичах. Ида Шендерович и Александр Литин – по центру. Фото: Любовь Галушко.

Сохранилась только часть еврейских надгробий. В сборнике материалов приведен список надгробий Еврейского кладбища в Климовичах. Исследователи из Москвы, Минска, Бреста и Могилева, а также волонтеры из Климовичской средней школы № 3 в августе прошлого года инвентаризировали и фотофиксировали памятники, а также перевели тексты эпитафий. Все это теперь доступно широкой аудитории.

А еще рассказывают, что на краю этого кладбища покоятся и расстрелянные участники антифашистского сопротивления, умершие в госпитале немцы и советские военнопленные...

  • Полностью с материалом сборника можно ознакомиться здесь.