Получается, что речь современных детей развивается медленнее, а речевых нарушений, наоборот, становится больше?
Об этом и не только мы поговорили с педагогом дополнительного образования могилевского центра творчества «Эверест» Ольгой Мажеловской, которая в своей практике часто сталкивается с логопедическими проблемами у детей и знает, как их скорректировать.
Почему нынешние малыши начинают разговаривать позже, чем их сверстники несколько десятилетий тому назад?
– Действительно, статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей. Это связано, на мой взгляд, с тем, что зачастую мы слишком увлекаемся смартфонами, телевизорами и планшетами. Гаджеты – зло и для родителей: вместо того, чтобы проводить время со своим ребенком, папы и мамы «зависают» в интернете. А ведь ничто не может заменить живое общение! Вследствие такого вот «коммуникативного голода» ребенок к школьному возрасту не успевает овладеть устной речью на должном уровне. Чаще всего родители обращают внимание лишь на то, насколько правильно малыш произносит звуки, то есть, на дефекты произношения. Забывая о том, что ребенок должен постоянно расширять и пополнять словарный запас, уметь составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
По каким нормам и стандартам логопеды оценивают ребенка?
– От 1 года до 1,5 лет малыш должен произносить примерно 20 облегченных слов («ту-ту», «ням-ням», «би-би», «мама», «дай» и т.д.). В этот период следует максимально обогащать его пассивный словарный запас. Говорите с ним чаще, вместе играйте, показывайте картинки, читайте книги. В 2 года ребенок начинает строить фразы и короткие предложения («мама спит», «самолет летит» и т.д.); использует существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Словарный запас увеличивается до 50 слов. Понимает предлоги «в», «на», «под» и пытается использовать их в речи. В 2,5 года дети полностью отходят от звукоподражаний – те перерастают в слова. В 3 года ребенок говорит почти как взрослый, но в речи может быть смешение шипящих, свистящих, отсутствие соноров («р» и «л»).
- Полный текст публикации – практические рекомендации от логопеда, как научить ребенка говорить и развить фонематический слух – читайте на сайте «ПроМогилев».