Норму о том, что адвокатские бюро будут ликвидированы, а адвокатскую деятельность смогут осуществлять только юридические консультации, уже активно обсуждали бизнес-союзы и эксперты.
Как ранее сообщалось, было известно как минимум о трех проектах изменения закона об адвокатуре, каждый был суровее предыдущего. И судя по всему, на рассмотрение в парламент поступил последний вариант. По нему единственной организационной формой осуществления адвокатской деятельности будут являться юридические консультации. То есть адвокаты, которые работают индивидуально или в бюро, чтобы продолжить деятельность, должны будут перейти в юридические консультации. В Министерстве юстиции считают, что «такой подход позволит обеспечить создание равных условий осуществления адвокатской деятельности для всех адвокатов, укрепление единого статуса адвоката, а также оказание на должном уровне юридической помощи». Само адвокатское сообщество критически воспринимало предложенные нововведения.
Юридический совет Белорусской научно-промышленной ассоциации на расширенном заседании в четверг пришел к выводу, что лишение адвокатов права оказывать помощь через юридические бюро и индивидуально отразится на инвестиционном климате Беларуси, что нанесет ущерб государственным и общественным интересам страны. И направил письмо депутатам.
Юридический совет БНПА просит профильную Постоянную комиссию по вопросам экономической политики Палаты представителей и в целом депутатов при рассмотрении проекта закона принять во внимание доводы РОО «БНПА» в части риска наступления негативных последствий для экономики Республики Беларусь, сохранить хотя бы ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в ныне действующей редакции (в частности, там говорится, что «адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании в форме юридической консультации или адвокатского бюро либо индивидуально»).
«Это соответствовало бы и международной практике организации деятельности адвокатуры, в том числе и в Российской Федерации, где предусмотрены пять форм организации деятельности адвокатов», — отмечено в письме.
Кроме того, для бывших силовиков и судей, кандидатуры которых представлены руководителями соответствующих ведомств, вход в адвокатуру будет по упрощенной процедуре (в части прохождения стажировки и сдачи экзамена).
В законопроекте расширяются полномочия Министерства юстиции по контролю за деятельностью адвокатов. Ведомство сможет не только проводить любые проверки, но при необходимости влиять на формирование органов адвокатского самоуправления, а также принимать участие в их работе. По сути, речь идет о тотальном контроле адвокатуры, что противоречит правилу, закрепленному Основными принципами, касающимися роли юристов (приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 году).
Давление на адвокатов
Новая волна давления на адвокатов, участвующих в громких политических делах, началась после президентских выборов в августе 2020 года.
За последние несколько месяцев Минюст лишил лицензии адвокатов Марии Колесниковой Александра Пыльченко и Людмилу Казак. Кроме того, лицензий лишены адвокаты Константин Михель, Михаил Кирилюк, Максим Конон. Без лицензии остался Владимир Созончук, который защищал политика Николая Статкевича, блогера Дмитрия Козлова и журналистку Екатерину Андрееву (Бахвалову), а также Сергей Зикрацкий, который защищал многих журналистов.
В 2020 году была также прекращена лицензия адвоката Юлии Леванчук, она известна по делу о защите избитого силовиками предпринимателя Максима Хорошина.
О давлении на белорусских адвокатов, участвующих в политических делах, во время 46-й сессии Совета ООН по правам человека заявлял и Верховный комиссар ООН.
В защиту белорусских адвокатов выступили Американская ассоциация юристов (American Bar Association, ABA), Институт прав человека Международной ассоциации юристов (IBAHRI) и Фонд Дж. Клуни «За справедливость» (CFJ), а также авторитетные российские адвокаты.
*************************************************************
Смотрите видео ВБ: Что такое парламент, и зачем он нужен по мнению бобруйчан? Поспрашивали людей не улице