71-летняя мама нашего читателя Владимира Шевко, как и многие люди пенсионного возраста, любит проводить время на даче – в СТ «Мичуринец» возле Жлобина. Сын работает, но, по его словам, с мамой постоянно созванивается. И когда однажды она не ответила на его звонок, мужчина заволновался.
– Набрал ее через пару минут, потом снова и снова – не отвечала. Я сообщил об этом младшему брату, – рассказывает Владимир подробности того дня. – Пока дошел с работы до дома, брат мне перезвонил и сказал, что маме плохо: соседка по даче застала ее лежащей на полу и вызвала «Скорую». Я бегом на электричку и поехал на дачу, туда час езды.
На станцию «Данилов мост» Владимир прибыл около восьми часов вечера.
– Прошел границу дачного участка, и тут передо мной погас свет – на дачах установлен таймер, который автоматически отключает свет по вечерам, – продолжает рассказ мужчина. – Я и так весь на нервах, в темноте еще свернул не на той улице, пришлось круг делать... Захожу в дом. Мама лежит: губы белые, руки сжаты. Неизвестно, сколько времени она пролежала на полу в одной кофточке. Пытаюсь с ней разговаривать – произносит какие-то непонятные звуки.
В это время на дачу прибывает «Скорая помощь». Но попасть на территорию садового товарищества машина с медиками не может – ворота закрыты на замок. О чем Владимиру сообщает диспетчер по телефону.
– Ключи от ворот у многих дачников есть, – говорит Владимир. – Были они и у мамы, но она в таком состоянии не смогла сказать, где. Наконец, нашли у кого-то ключ от запасных ворот. Бегу туда, фонариком машу «скорой»…
В итоге, женщину все же доставили в больницу, назначили экстренное обследование и оказали помощь. К счастью, все обошлось.
Но у Владимира остались вопросы:
– Имеет ли право руководство садового товарищества закрывать ворота на замок на зимний период? А если кому-то может понадобиться помощь, и милиция, «Скорая», МЧС не смогут попасть на территорию дач? И зачем вечером отключать на территории фонари? Думаю, было бы гораздо разумнее в целях экономии поставить не таймер, а датчики движения, которые включают освещение при приближении человека.
Председатель СТ: таково решение общего собрания
Решение о закрытии ворот на зимний период было принято общим собранием членов дачного кооператива с целью предотвращения хищений с дач, пояснила председатель СТ «Мичуринец» Ирина Силицкая.
– Ворота открываются с началом дачного сезона (март-апрель) и закрываются на замок в конце октября, – говорит Ирина Александровна. – Ведь с ноября на дачах практически никого не бывает. Тем не менее, всем желающим членам кооператива (200 из 300) мы выдали ключи от ворот. В том числе и матери Владимира Шевко, и их соседям.
Установка на фонарях таймера – тоже решение общего собрания.
– Последняя электричка к нам приезжает в 20.05, фонари отключается в 20.30, – поясняет Ирина Силицкая. – За это время можно успеть дойти от станции до своего домика. А вот датчики движения – слишком дорогое для нас удовольствие. Кстати, один фонарь, около здания правления, не отключается на ночь и освещает большую территорию СТ.
– По поводу «скорой» у нас существует правило: кто ее вызывает, тот ее встречает, – продолжает председатель. – Ведь дачная территория большая, на ней много улиц, медики не найдут нужный дом самостоятельно.
В СТ «Мичуринец» есть двое «дежурных», которые находятся на территории постоянно. Если один отсутствует, то второй обязательно на месте. Они ежедневно обходят территорию, присматривают за порядком и за это получают деньги. Все дачники, по словам председателя, знают их телефоны.
О событиях того дня Ирина Александровна рассказывает так:
– Мне позвонила наша дачница, которая заносила сметану матери Владимира, и сказала, что та показалась ей не совсем адекватной – возможно, чувствовала себя плохо. Вечером того же дня она позвонила другой женщине на даче и попросила ее навестить мать Владимира. Когда последнюю обнаружили лежащей на полу, и «скорая» не могла проехать на территорию, сообщили об этом мне. Я звонила всем дачникам по списку, пока не нашелся ключ, и не открыли ворота. К тому моменту как Владимир приехал на дачу, уже все знали про приезд «скорой» к тете Люде и бегали, искали ключи от ворот.
– Я не понимаю, как родные отпускают на дачу одного пожилого человека? – задает встречный вопрос председатель СТ. – Да еще поздней осенью, когда там практически никого нет. Наше садовое товарищество находится далеко от города. Домик у Шевко небольшой, слабенький, он никак не предназначен для проживания в холодное время. Думаю, нужно быть внимательнее к своим родным. За семь лет моей работы председателем такое случилось впервые…
Если надо – проникнем
Общее собрание – высший орган управления садового товарищества, подтвердил первый заместитель председателя Бобруйского райисполкома Дмитрий Безручкин. Оно утверждает и правила внутреннего распорядка товарищества.
– Согласно закону территория садового товарищества должна быть огорожена, – уточняет адвокат городской юридической консультации Анастасия Кравцова. – При этом СТ вправе (но не обязано) обеспечивать беспрепятственный проход граждан, не являющихся его членами, через земли товарищества. Конечно, тут возникает вопрос: как при закрытых воротах «скорая помощь», сотрудники милиции, МЧС окажут соответствующую помощь? Можно посоветовать одно: если вы не согласны с решением общего собрания садового товарищества, вы вправе обратиться в суд.
Для МЧС нет проблем попасть на любую территорию, независимо от того, закрыта она или открыта – рассказали «ВБ» в горрайотделе по ЧС.
В РОВД также заверили, что, если надо, будут проникать на территорию любым способом, но людей без помощи не оставят.
Одна из фельдшеров рассказала «ВБ», как действует «Скорая», если нет возможности попасть в дом, квартиру, на территорию дач: связываются с диспетчером, который перезванивает тому, кто вызывал бригаду, и просят организовать доступ к пациенту. Если это не поможет, звонят руководству, чтобы принять решение, в каждой ситуации оно индивидуально.
– Но в любом случае работники «скорой» не будут перелезать через забор, – говорит фельдшер. – Да и бежать несколько километров с больным на носилках – это плохой вариант.
В экстренных случаях медработники обратятся за помощью к той же милиции и МЧС. В практике нашей собеседницы такие случаи, когда милиция со спасателями взламывали дверь в квартире, где находился пациент, уже были.