Закрыли «окно в мир». За что у 70-летней лежачей женщины конфисковали телевизор

15.3k
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото: Денис СУДНИК
У 70-летней лежачей женщины-инвалида по решению суда конфисковали телевизор – в счет уплаты штрафа сына. Ее родственники считают, что это несправедливо.
Людмила Борисовна Тарасова (справа) пришла проведать лежачую сестру Валентину, у которой на днях конфисковали телевизор.
Людмила Борисовна Тарасова (справа) пришла проведать лежачую сестру Валентину, у которой на днях конфисковали телевизор.

В редакцию «Вечернего Бобруйска» обратилась Людмила. Женщина рассказала: у ее 70-летней сестры Валентины Тарасовой, прикованной к постели, в пятницу, 19 июля, конфисковали телевизор – в счет штрафа, который не оплатил ее сын. По словам Людмилы Борисовны, для пожилой, больной и лежачей Валентины этот телевизор был практически единственным окном в мир.

Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «ВБ» отправилась домой к Валентине Борисовне.

Дом в переулке Смирнова

Запустение здесь ощущалось буквально с порога – похоже, уборки в доме, где живет инвалид, не было очень давно. Валентина Тарасова лежала в полутемной комнате на кровати. Разговаривает женщина с трудом, поэтому общаться с ней помогала сестра Людмила.

Она рассказала, что у Валентины девять детей, она вдова. До пенсии работала на Бобруйском мясокомбинате.

Сын Алексей, тот самый, который не оплатил штраф, не живет с матерью, а только прописан в этом доме.

Помогает матери, по словам Людмилы Борисовны, только дочь Елена: привозит продукты. Остальные – «кто-то путный, кто-то – нет. Работают, но не все…».

Почему она оказалась в таком бедственном состоянии, почему слегла – на этот вопрос сестра ответить не смогла. Только предположила: у Валентины «проблемы с ногами». (Чуть позже дочь Валентины Борисовны Елена в телефонном разговоре сказала, что «это у мамы просто возрастное»).

Докторам женщину никто не показывал, а сама она, по словам сестры, «даже «Скорую» себе вызвать стесняется».

Людмила Тарасова только иногда навещает больную. По ее словам, за сестру она переживает, но у нее свои заботы – муж после инсульта, о нем надо заботиться.

Как проходила конфискация

Людмила Тарасова рассказывает: сестра очень перепугалась, когда к ней пришли за телевизором. Сделать ничего не смогла, поскольку встать сил не было.

Валентина Тарасова.
Валентина Тарасова.

Телевизор забирали судебные исполнители, присутствовал также и участковый.

Женщины считают, что конфискация прошла несправедливо, поскольку техника сыну Алексею не принадлежит – телевизор покупала дочь Людмилы Тарасовой. Но доказать свою правоту женщины не могут – по их словам, на руках у них остались только чек и гарантийный талон, а эти документы в отделе принудительного исполнения не признают.

После конфискации телевизора из ценных вещей в доме остался только холодильник. Печь, по словам Людмилы Борисовны, не работает, и поэтому неизвестно, как здесь обогревают дом зимой.

У детей своя жизнь

Дочь Елена, которая, по словам тети, приносит продукты для больной матери, в телефонном разговоре с корреспондентом «ВБ» пояснила, что живет в другом городе и к маме приезжает редко, только когда удается. Продукты и товары первой необходимости, конечно, привозит.

– Я практически не поддерживаю отношения с семьей, из дома уехала рано, и сейчас у меня своя жизнь, – сказала Елена.

Недалеко от дома на переулке Смирнова мы встретили и Алексея, в счет штрафа которого конфисковали телевизор. Мужчина уходил от разговора, хотел позвать брата, «Сашку», но тот зашел в соседский дом и говорить не пожелал. С Алексеем разговор тоже был коротким:

– Вы знаете, что у вашей мамы конфисковали телевизор?

– Там как было… у меня штраф, а я тут не живу. Ну, они приехали и забрали. Мама лежачая. Я не знаю... Они приехали, забрали и уехали. И все.

– А за что штраф-то?

– Дорогу не там перешел.

– Давно?

– В том году еще…

– А что ж не платите?

– А за что? Я ж не работаю, – Алексей отвечает с вызовом.

Лежачая Людмила Тарасова.
Лежачая Людмила Тарасова.

– Маме вашей помогает кто-нибудь?

– Моя жена приходит, переодевает ее каждый день…

– А еще кто-то живет с ней?

– Брат живет.

– А остальные братья-сестры где?

– Да по городу, кто где…

Удалось пообщаться по телефону и с дочерью Людмилы Борисовны, Натальей Гаврилюк:

– Нам сказали, что телевизор мы сможем теперь вернуть только через суд, – сказала она. – А когда этим заниматься и кому? У меня своя жизнь, у мамы тоже много проблем. Сестра мамина совсем не ходит. А Леша этот точно ничего платить не будет...

Имущество изъяли по закону

Начальник отдела принудительного исполнения Наталия Ильченко пояснила: штраф Алексей Тарасов получил не за переход улицы в неположенном месте, а за нарушение превентивного надзора – ранее судимый мужчина не явился на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию, и в итоге получил за это штраф в 138 рублей.

Кроме того, за ним еще числится несколько неоплаченных штрафов – за разбитые окна и за жестокое обращение с животными, общей суммой в 630 рублей.

– Имущество изъяли по закону, в присутствии участкового милиционера и матери должника, – добавила Наталья Григорьевна.

Начальник отдела принудительного исполнения разъяснила механизм конфискации:

В отдел приходит документ с указанным адресом места жительства должника. Сами судебные исполнители не выясняют, является этот адрес действительно местом жительства, или только местом прописки.

Исполнитель приходит по указанному адресу и интересуется у совершеннолетних свидетелей, кому именно принадлежит имущество, а также предлагает предъявить документы, которые могут доказать принадлежность имущество не должнику, а, к примеру, членам его семьи. Если на месте доказать это невозможно – имущество описывают и конфискуют. Действия судебных исполнителей можно оспорить через суд.

Из ценного в доме остался только холодильник. Телевизор на заднем плане – неработающий.
Из ценного в доме остался только холодильник. Телевизор на заднем плане – неработающий.

Сейчас в Бобруйске, по ее словам – 29 тысяч дел в исполнительном производстве. Арестованное и изъятое в рамках исполнительных производств имущество должников реализуется в магазине «Конфискат» ООО «Меркурий Бобр» по адресу: ул. Минская, 123-а (рынок на ул. Орджоникидзе).

Пожилой женщине помогут

В Территориальном центре социального обслуживания Первомайского района рассказали, что знают 70-летнюю Валентину Тарасову как пенсионерку, злоупотребляющую алкоголем. По словам сотрудников центра, из девятерых ее детей с матерью живут четверо.

– Наши сотрудники ранее навещали Валентину Борисовну, предлагали ей размещение в центре круглосуточного пребывания для пожилых людей или хотя бы койку в доме сестринского ухода, но она отказывалась, – пояснила директор ТЦСОНа Светлана Прыемко.

По словам Светланы Николаевны, сразу после посещения корреспондентов «ВБ» Валентину Тарасову забрала к себе сестра, и теперь жить она будет вместе с ней.

Светлана Прыемко добавила, что планируется также положить Валентину Борисовну в больницу для обследования и лечения.

Кстати, по словам Людмилы Борисовны, сейчас Валентина Тарасова находится в больнице.

Валентина Тарасова после визита корреспондентов «ВБ» забрала сестру Людмилу к себе.
Валентина Тарасова после визита корреспондентов «ВБ» забрала сестру Людмилу к себе.

В тему. Что могут забрать за долги?

– На имущество должника по месту его жительства может быть наложен арест, – говорит адвокат городской юридической консультации Бобруйска Алина Баянова. – В данном случае – на телевизор. Арест может быть наложен, когда должник добровольно не оплачивает долг или штраф. Арест заключается в том, что имущество описывают, а должнику запрещают распоряжаться им, а при необходимости – ограничивают в праве пользоваться или изымают.

При этом на имущество, находящееся в помещении, занимаемом должником совместно с другими людьми, арест не налагается в случае, если это имущество явно не принадлежит должнику. Таким образом, если телевизор приобретался на деньги дочери, и должник не участвовал в приобретении этого телевизора, то дочери необходимо предъявить иск в суд к взыскателю и должнику (т.е. брату) об освобождении имущества от ареста, и в процессе доказывать, что телевизор приобретался ею.