Марина Абазовик потеряла зрение в 14 лет. Сейчас ей 38, она замужем (муж зрячий), вместе воспитывают троих детей: 15-летнюю Надю, 9-летнего Леню и 9-месячного Федора.
В свое время Марина с медалью окончила школу-интернат, получила специальность «тифлопедагогика» (обучение незрячих или слабовидящих детей) в Белорусском государственном педуниверситете. 11 лет работала тифлопедагогом в бобруйской СШ №29.
Сегодня она – менеджер общественного объединения инвалидов «Особый мир», вот-вот станет его председателем. Марина активно занимается общественной жизнью, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями жить полноценно.
Сама она не считает себя обиженной жизнью, уверена, что таким, как она, просто нужно прилагать чуть больше усилий, чем другим.
Первый в Бобруйске тифлоцентр
Например, Марина уверена: даже незрячий человек вполне может освоить компьютер. Поэтому сейчас она активно работает над проектом «Тифлоинформационный* центр в городе Бобруйске», который позволит бобруйчанам, имеющим проблемы со зрением, обучиться компьютерной грамотности. Именно этот проект победил среди сотен других в грантовом конкурсе и получил финансирование в размере 12 700 долларов.
– Различные зарубежные фонды объявляют конкурсы для некоммерческих и общественных организаций, – рассказывает Марина Абазовик. – Как правило, для участия в них подается от 200 до 400 заявок. Победить среди такого количества, разумеется, очень сложно. Мы с коллегой из Минска работали над этим проектом около полугода. Нужно было объяснить спонсорам, почему он важен именно в нашем регионе, какова его цель, четко расписать мероприятия, риски, рассчитать и обосновать бюджет. Приятно, что среди огромного количества конкурентов выбрали нас.
За деньги, выделенные на проект, ОО «Особый мир» уже приобрело три компьютера, специальную программу экранного доступа, подходящую как для слабовидящих, так и для незрячих пользователей. К слову, стоит эта программа 900 долларов.
Часть денег пойдет на обучение трех специалистов. Получать знания они будут дистанционно у партнеров – российского ООО «Элит групп». Помещение для тифлоинформационного центра безвозмездно предоставил ТЦСОН Ленинского района Бобруйска. Посещать занятия люди с проблемами зрения смогут бесплатно.
Занятия в тифлоинформационном центре начнутся в сентябре этого года и будут продолжаться 6 месяцев. С марта велся прием желающих обучаться: Марина с помощниками проводила опросы среди инвалидов по зрению, формировала группы.
Проектом предусмотрено обучение трех групп по 8 человек в каждой. Желающие набрались быстро, но еще есть возможность взять пару человек. Планируется, что по окончанию проекта курсы останутся на базе ТЦСОН.
*Тифло – от греч. typhlos – слепой.
В тему. Из истории тифлотехнологий
- Специальный дисплей для незрячих был разработан в начале 1980-х годов. Это была узкая полоска с отверстиями, из которых выдвигались пластмассовые иголки, формирующие тот или иной знак в шрифте Брайля.
- Первая версия программного синтезатора JAWS, который озвучивал текст с экрана компьютера, появилась в 1989 году. Ее создал бывший мотоциклист Тэд Хентер, потерявший зрение в результате автокатастрофы.
- Сегодня уже не редкость незрячие программисты, сисадмины и веб-дизайнеры. Многие слепые люди ведут свои сайты и блоги.
От пандуса до рабочего места
Это не первый проект, который Марина Абазовик реализует в Бобруйске. В прошлом году она со своей командой обследовала здания бобруйских банков на доступность для посещения людей с инвалидностью. Это касалось не только пандусов, но и предоставления разных услуг. Марина смеется: они тогда «хорошо нашумели», и надеется, что это принесет свои плоды.
– Пусть не сразу, главное – чтобы ситуация менялась.
В проекте «Шаги к успеху» объединение «Особый мир» в партнерстве с тем же ТЦСОНом Ленинского района целый год работали с инвалидами по теме самозанятости. Обучение прошли 50 человек. А Марина со своими помощниками обошла многие предприятия и учреждения, чтобы узнать, готовы ли они взять на работу инвалида? Большинство руководителей, по словам Марины, ответили, что они готовы, но если нет медицинских противопоказаний, и человек сам хочет работать.
Зачем ей это надо?
Наверняка многие люди задаются таким вопросом. Марина, будучи инвалидом по зрению, могла бы сидеть дома, заниматься воспитанием детей, как и делают большинство людей с ограниченными возможностями. А такая активность не под силу и многим людям без ограничений.
– Я много лет работала педагогом в школе, а потом меня сократили, – объясняет свою позицию Марина. – Я почувствовала себя свободным человеком. Поняла, что надо мной никого нету, что я не должна писать каких-то отчетов, и решила, что отныне строю свою жизнь сама и сама себе начальник. Мне захотелось помогать людям с аналогичными проблемами. Я уверена, что большинство инвалидов могут жить полноценной жизнью, но многим нужен толчок, поддержка. А еще так совпало, что как раз в тот период умерла моя подруга, совсем молодая. Меня это сильно потрясло, и я подумала: это может произойти и со мной, а я живу такой обычной жизнью и еще ничего не сделала в ней. Захотелось делать что-то нужное и важное.
Что касается зарплаты, Марина за проекты ее получает, но, говорит, «совсем небольшую» – 20% от суммы гранта идет на оплату труда руководителю организации, его помощнику и бухгалтеру. Так что, это для нее не главный стимул.
– Конечно, я не прочь когда-нибудь выиграть миллион долларов, – улыбается наша героиня.