Вместе с сотрудниками Бобруйского РОВД – заместителем начальника Рустамом Хамдамовым и начальником уголовно-исполнительной инспекции Владимиром Смыком корреспонденты «ВБ» побывали в рейде – навестили так называемых «подучетных» жителей Бобруйского района.
«Говорит, что хочет жить, как человек»
В деревне Вороновичи Слободковского сельсовета идем в гости к 22-летнему Павлу В., который вернулся из мест лишения свободы около полугода назад и находится под превентивным надзором. Молодой человек отбывал наказание за серию краж из автомобилей в Бобруйске. В местах не столь отдаленных провел три с половиной года.
Сотрудники РОВД навещают Павла почти ежедневно: проводят беседы, следят, чтобы не нарушал требования надзора. По словам начальника инспекции Владимира Смыка, у молодого человека уже есть нарушения, в частности, несколько раз он не находился дома после 22 часов вечера. Однако оснований для возбуждения нового уголовного дела пока нет.
Сам Павел признается: попадать в места лишения свободы он больше и не хочет. Сейчас он живет с матерью, помогает ей по быту, работу ищет. А еще занимается ремонтом машин, говорит, это его хобби.
– Я больше не хочу туда попадать, – говорит молодой человек о своем прошлом. – У меня мама в возрасте, кто-то должен за ней смотреть. Планирую, когда надзор закончится, поехать в Россию, возможно, машины чинить.
Личной жизни у Павла «пока особо нет»: «С девочками вечером не погуляешь, после 22 часов покидать дом мне нельзя, пока я под надзором. А девочки хотят сходить куда-то». На отношение девушек к парню с сомнительным прошлым Павел не жалуется. По его словам, «да сейчас каждый второй – судимый».
60-летний Николай Сухаренко вышел на свободу в декабре прошлого года. Он отбыл 6 лет за преступление против половой неприкосновенности. Сейчас мужчина живет в деревне Осово. Глава местного крестьянско-фермерского хозяйства Владимир Гайшун взял его к себе на работу слесарем, поселил в домике на территории хозяйства.
– Николай Адамович работает у меня пока несколько дней, но себя хорошо зарекомендовал, – говорит Владимир Семенович. – Он говорит, что больше не собирается «туда», что хочет жить, как человек. Думаю, что нужно дать ему шанс. И мне работники хорошие нужны, а в деревне таких не найти – многие пьют. Николай пока и на пиво ни разу не попросил.
Николай Сухаренко признается: очень благодарен главе фермерского хозяйства за то, что дал работу, жилье. Он уверен, что его криминальное прошлое позади, хочет иметь постоянную работу, свое жилье, устроить личную жизнь, если посчастливится. Николай Адамович не возражает против фотосъемки.
– Общество меня нормально принимает, – говорит бывший осужденный. – Может, люди в душе что-то и чувствуют, но плохого отношения не показывают. Уверен, что если буду нормально жить, то и люди будут относиться хорошо – тут как себя поставишь.
Что такое превентивный надзор?
– Это одно из средств снижения рецидивной преступности граждан, которые были осуждены и вышли на свободу, – поясняет Владимир Смык. – Превентивный надзор устанавливается решением суда, как правило, в отношении людей, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Люди, находящиеся под таким надзором, обязаны соблюдать следующие требования: сообщать в милицию о перемене места работы и жительства; выезжать за пределы района и города только с согласия милиции; не выезжать за пределы РБ; не посещать бары, кафе, клубы – где продается спиртное; не покидать свое жилище, как правило, с 22 вечера до 6 утра, и другие.
За несоблюдение этих требований без уважительных причин «подучетному» может снова грозить уголовная ответственность с наказанием в виде ареста или лишения свободы на срок до одного года.
Владимир Смык приводит пример: житель деревни Панкратовичи В. в 2017-м был судим за поджог, в прошлом году освободился, за ним установили превентивный надзор. 50-летний мужчина постоянно нарушал его, в итоге отбывает за это новое наказание в исправительном учреждении.
Как добавил Владимир Владимирович, уголовно-исполнительная инспекция контролирует исполнение приговоров суда, не связанных с лишением свободы. То есть, тех людей, которые отбывают наказание в виде общественных или исправительных работ, запрета на занятие должности, ограничения свободы, отсрочки исполнения наказания, досрочно освобожденных и пр.
– Работа с каждым человеком проводится, пока не погасится судимость, – говорит начальник инспекции. – Срок этот зависит от степени тяжести преступления. Если оно особо тяжкое, срок погашения судимости – восемь лет, если тяжкое – пять лет, менее тяжкое – два года.
21-летнего осудили за неуставные отношения
Всего на учете в районном инспекции сегодня состоит 245 судимых жителей района. Из них за четырьмя установлен превентивный надзор. Усиленная профилактическая работа, видимо, дает свои плоды. Количество рецидивных преступлений в районе снижается: в 2017 году их было 79, в 2018-м – 59. Положительные примеры работы с «подучетными» бывают.
– Например, в деревне Грабово проживает мужчина, который совершил убийство еще до достижения им 18 лет. Отбыл наказание, в течение восьми лет находится под контролем. Сегодня, спустя более десяти лет, он женат, работает, воспитывает троих детей, за это время ни разу не привлекался за какие-либо нарушения, – рассказывает Владимир Смык.
37-летний житель деревни Ломы в 2017 году совершил серию краж с подворий и домов на районе. В 2018-м освободился после отбывания наказания, состоит на профилактическом учете. Сотрудники милиции посещают его на дому, а сам мужчина ходит на все профилактические мероприятия. Устроился на работу – правда, пока на испытательном сроке.
Еще один житель Бобруйского района около двух лет назад был судим за неуставные отношения во время службы в армии. Суд вынес ему приговор – ограничение свободы без направления в исправительное учреждение. То есть, он проживает дома, но имеет ряд ограничений и требований, соблюдение которых строго контролируется милицией. 21-летний парень уже отбыл половину срока (более года).
– Замечаний к нему нет, и мы намерены ходатайствовать в суд об изменении приговора на более мягкое наказание, – говорит Владимир Смык.