«Вечер» – уже классическое произведение Алексея Дударева, написанное в начале 80-х. Этот спектакль есть в репертуаре других белорусских театров, но в Бобруйске ставится впервые. Начал работу над постановкой режиссер Сергей Карбовский, после его отъезда продолжил Павел Микулик. В сегодняшнем репертуаре театра это лишь второй спектакль на белорусском языке (кроме «Прымакоў»).
На премьеру пришли все: и первый режиссер Карбовский, и даже – до последнего момента про это было неизвестно – сам Алексей Дударев.
Премьера знаменитой пьесы вызвала в городе немалый интерес, но в первый день большинство зала заняли школьники: классные руководители привели их изучать школьную программу наглядно. Были опасения, что приведенные по разнарядке подростки – на спектакле про старость – нарушат камерную атмосферу, и они действительно долго не стихали после третьего звонка. Но все же стихли. И, по утверждению Дударева, сидевшего в центре зала, всё понимали. Впрочем, и драматургу, когда он писал про одиноких стариков, было всего 30.
– Я больш за глядзельнай залай назіраў, чым за спектаклем. І артысты перажылі па-сапраўднаму, и тое сапраўднае са сцэны ліецца ў залу, і зала гэта ўспрымае. Я бачыў і слёзы, і захапленьне – і ў людзей, якім яшчэ жыць і жыць, бо ў зале большасць былі дзеці. І яны разумелі тое, пра што мы гаворым. І гэта абнадзейвае.
Впрочем, в антракте у автора были замечания к постановке – к образу Гастрита: «Ну он же не отрицательный герой, – повторял он директору театра Веронике Винель, – не отрица-а-ательный!». Действительно, поначалу невозможно было найти у этого персонажа хоть что-то доброе (а чисто положительные и чисто отрицательные персонажи в высоком искусстве – моветон). Но после второй части все встало на место. В защиту труппы нашего театра стоит сказать, что актер Андрей Мараховка взялся за роль Гастрита в последний момент: по плану должен был быть Сергей Бобровник, но заболел.
Но после финала даже Алексей Дударев претензий уже не имел.
– Я ж ведаю, што ў тэатра былі праблемы, і актору прыйшлося стаць выратавальнікам спектакля. І ён справіўся. Думаю, два-тры спектаклі, і ён цалкам стане на месца.
Произойти это может еще быстрее, чем ожидается. Ведь на роли Василя и Ганны предусмотрено по два актера: кроме сыгравших первый показ Николая Герасимени и Галины Агейкиной, своей очереди ждут Александр Парфенович и Жанета Зарембо. А вот Андрею Мараховке приходится справляться с Гастритом одному.
Особенно же запомнится премьерный вечер бобруйчанке Анне, студентке университета культуры. Она учится на театрального режиссера и сейчас пишет курсовую по пьесе Алексея Дударева «Поцелуй принцессы». Анна набралась смелости попросить неожиданного гостя сфотографироваться с ней – а тот предложил не просто постоять попозировать, а посидеть и поговорить. И они говорили про Андерсена, его прочтение Дударевым, его прочтение режиссерами и зрителями все 10 минут, что оставались от антракта.
– Ды гэта звычайная справа, – распавёў «Вячэрняму Бабруйску» драматург за кулісамі. – Мой сын калі ў школе вучыўся, дык раз прыходзіць дадому і кажа: Тата, нам задалі «Вечар» Дударава – давай расказвай, што ты хацеў там сказаць. Нішто сабе, кажу, ты ўладкаваўся! Але што зробіш – прыйшлося расказваць.
Что же хотел сказать автор – решайте сами. Второй премьерный показ «Вечера» – сегодня, 30 ноября, в шесть вечера.