Адвокат юридической консультации г. Бобруйска Александр Рыжков рассказывает о том, как правильно жаловаться в разные организации, чтобы вас услышали и приняли меры.
– В Беларуси действует закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». В нем говорится, что граждане имеют право обращаться в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний или предложений в соответствующую книгу.
Письменные обращения можно отправить по почте или принести лично в организацию. Лучше будет, если ваше письмо секретарь зарегистрирует при вас. У большинства организаций сегодня есть сайты, в которых имеется раздел «Обращение». Вы можете рассказать о своей проблеме там.
Можно и лично прийти на прием к руководителю организации и поговорить с ним. У любого руководителя отведено время на прием граждан. Можно заранее позвонить секретарю и согласовать время.
Из опыта работы я бы порекомендовал обращаться в письменной форме. И, кстати, совсем не рекомендую обращаться с жалобами по телефону, в этом случае нет никаких гарантий того, что на ваше обращение отреагируют.
Что должно содержаться в письменном обращении?
- В нашей стране обращение должно быть написано на русском или белорусском языках;
- В нем должно быть указано наименование и адрес организации либо должность человека, к которому вы обращаетесь. Также ваши фамилия, имя, отчество либо инициалы, адрес места жительства или пребывания. В конце должна стоять ваша подпись;
- Текст должен быть читаемым. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов и выражений в чей-то адрес;
- Если эти требования не соблюдаются, то ваше письмо может остаться без рассмотрения. Анонимные обращения будут рассмотрены лишь в том случае, если речь в них идет о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
В какие сроки вам должны ответить?
Организация или должностное лицо, к которому обратились по всем правилам, обязаны принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений. А после этого – ответить вам о решениях, которые были приняты.
Обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней. Если же они требуют дополнительного изучения и проверки, то не позднее одного месяца.
Если вам не ответили
Тогда вы вправе обращаться в вышестоящую организацию. К примеру, если ответ домоуправления не устроил или вы его вовсе не получили, обращайтесь в БУКДПОЖФ своего района. Если и на этом уровне ваша проблема не решилась, пишите или идите на прием в «Бобруйскжилкомхоз». Далее – управление жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома.
Информация о вышестоящей организации (ее название, местонахождение, режим работы) размещается на информационных стендах, официальных сайтах.
Если ваше обращение игнорируют, вы имеете право обратиться в суд.
Кстати, если под письмом подписались 30 человек и более, то оно подлежит рассмотрению представителями уполномоченной организации с выездом на место.