«Меня зовут Дмитрий, и я – алкоголик». Как бобруйчане борются с зависимостью

6188
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Алкоголизм давно уже признан неизлечимой болезнью, рецидивы которой случаются у каждого, кто зависим от спиртного. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, признаются: им не помогли ни кодировка, ни гипноз, ни медикаментозное лечение, ни бабки-шептухи. Чтобы оставаться трезвым, нужно не просто осознать, что ты – алкоголик, но и начать работать над собой. Сделать это самостоятельно под силу единицам. Поэтому за поддержкой бобруйчане, осознавшие свою пагубную страсть к спиртному, часто обращаются в общество анонимных алкоголиков «Фонарь».

Здесь можно открыто говорить о своих проблемах, не называя имени и зная, что тебя никто не осудит. Более того, в сложных ситуациях, когда человек готов сорваться в запой, он может рассчитывать на поддержку участников сообщества. Эти люди открыто признаются в том, что ​они бессильны перед алкоголем и потеряли контроль над своей жизнью, но готовы меняться к лучшему. Не столько ради тех, кто ​им​ ​близок​, сколько ради того, чтобы просто выжить.​ Каждый из них побывал на грани смерти и понял, что за ней – пустота​. ​В эту пропасть их постоянно толкает собственный разум. Кто-то отождествляет его с внутренним демоном, кто-то списывает все на слабость характера. Чтобы укротить врага​​, анонимные алкоголики проходят программу​ из 12 шагов, основанную на ​духовных принципах.


О том, как оставаться трезвыми и счастливыми, анонимные алкоголики делятся друг с другом на встречах «Фонаря​»​ несколько раз в неделю. ​

«Выпивал ради того, чтобы стало легче»

Сергею 35 лет, алкоголь впервые попробовал в 16. Говорит, что состояние опьянения ему очень понравилось, оно давало раскрепощение и чувство эйфории. С тех пор начал понемногу прикладываться к бутылке и через 5 лет превратился в алкоголика.

– Допился до алкогольной эпилепсии, с пеной изо рта и потерей сознания. После этого закодировался, – вспоминает мужчина.

Продержался он год и 10 месяцев – срок достаточно большой для человека, который до этого начинал свой день с рюмки водки. За это время он даже успел жениться, а потом снова сорвался в запой.

– Пил я в общей сложности 17 лет, в периоды трезвости родились дети. Но дальше становилось все хуже и хуже – начал выносить из дома деньги, вещи. Для кого-то это может казаться диким, но для меня вынести из дома сковороду, продать ее и купить выпивку на «точке» в то время было в порядке вещей, – признается Сергей. – Последние 5 лет запои были очень тяжелыми, не мог ничего есть, не спал по несколько суток. Выпивал ради того, чтобы стало легче.

На свое первое собрание общества анонимных алкоголиков Сергей попал благодаря жене, которая нашла контакты организации через знакомого. С тех пор мужчина не пьет уже 14 месяцев.

– Я начал видеть людей, которые меня окружают, общаться с ними. Раньше я даже знакомых, если встречались на улице, избегал.

«Кодировался девять раз – не помогло​» 

Юрий впервые попробовал спиртное в 13 лет, а в 15 уже начал пить систематически. Сейчас мужчине 35 и он считает себя алкоголиком. Чтобы придти к такому заключению, понадобилось довольно много времени. В 16 лет Юрий в нетрезвом состоянии совершил преступление и попал в колонию. Вышел на свободу в 23 года, устроился на работу. Зарплату тратил на выпивку, не считая это чем-то зазорным. Так жили многие его знакомые.

– Лет в 30 начались проблемы со здоровьем, родственники уговорили закодироваться. Продержался 4,5 месяца, потом такого лечения хватало недели на две, не больше. «Всего кодировался 9 раз – ​мне​ не помогло», – говорит мужчина.

Делал он это, как правило, для работодателей – приходил трудоустраиваться трезвым, вливался в коллектив и вновь начинал пить. Сначала только после работы, потом с утра и вечером. А затем и вовсе стал брать с собой алкоголь на работу.

– «Отходняки» были страшные. «Белочку» не ловил, но вот слуховые галлюцинации случались. Доходило до того, что даже воду не мог пить – так мне было плохо. Но все равно до «точки» каждый день добирался. Помню, иду вдоль забора, еле ноги передвигаю. Зима на улице, а с меня пот течет.

На собрание группы анонимных алкоголиков Юрий попал во время лечения в наркологии – раз в неделю занятия проходят в этом медицинском учреждении. 

– Пришел в группу осознанно, потому что боялся попасть в ЛТП. Думал, что здесь мне помогут с трудоустройством. А может, еще и денег дадут, – смеется мужчина. – На первом занятии ничего не понял: сидят какие-то люди, что-то бубнят. Удивило только то, что истории у всех похожие.

В ЛТП Юрий все же попал, через год вернулся и решил всерьез завязать с выпивкой. Начал посещать группу анонимных алкоголиков, но через 3 месяца сорвался, ушел в запой. Таких срывов было несколько.

– Понял, что нужно меняться, работать над собой, заниматься по программе группы. Если не буду этого делать, то опять запью. Тогда или в бомжи, или на зону, или на кладбище.

«Жена выгнала из дома, я обрадовался. Можно пить!»

У Николая, которому сейчас 46 лет, в молодости проблем с алкоголем не было. Он достаточно рано женился, мог в семейном кругу выпить рюмку-другую или же посидеть в компании с друзьями. Потом употреблять алкоголь стал чаще, ссоры с супругой превратились в обыденное явление. Раздражение заглушал спиртным. А потом специально стал провоцировать ссоры, чтобы был повод хлопнуть дверью и уйти в магазин за выпивкой.

Тюрьма, попытки кодироваться, срывы… Однажды супруга не выдержала и выставила Николая за дверь.

– Жена выгнала из дома, я обрадовался. Можно пить! Снял квартиру и ушел в запой на несколько месяцев. Помню, очнулся на диване, огляделся и сказал сам себе, что так больше нельзя. Но у кого просить помощи?

В наркологию тогда Николаю лечь не удалось – не взяли из-за того, что был пьян. Мужчина примкнул к сектантам, надеясь, что от алкоголизма ему поможет избавиться религия.

– В итоге я утром пил, приходил на службу, шел домой и снова пил, – вспоминает Николай.

В общество анонимных алкоголиков обратилась его дочь, которая попросила помощи и оставила координаты отца. Вскоре позвонил мужчина и предложил Николаю побывать на собрании группы. 

– Было удивительно, что после занятий я приходил домой и оставался трезвым. Потом настолько уверился в своих силах, что решил – вот выпью вечером 150 граммов, а завтра уже пить не будут. ​Я был на сто процентов уверен, что смогу себя сдержать. Через три дня опять ушел в запой.

Николай говорит, что просто отказаться от алкоголя недостаточно. Необходимо полностью изменить себя, и в этом помогает программа общества анонимны алкоголиков.

– Моя задача – не выпить первую рюмку, иначе потом я уже не смогу остановиться, – признается мужчина. Пока ему это удается – стаж трезвой жизни у Николая составляет 2 года и 4 месяца.

 «Какая разница, что ты пьяный – козел, что трезвый – козел!»  

Владимир вырос в достаточно известной бобруйской семье, с детства привык смотреть на людей сверху вниз и считать себя избранным. 

– Хотел жить так, чтобы всеми командовать, но при этом чтобы не было никакой ответственности, – вспоминает 34-летний мужчина. – Презирал людей, которые не умели устраиваться в жизни. Отца, занимавшего руководящую должность на мебельном производстве и при этом покупавшего табуретки в магазине, не понимал. 

Пить Владимир начал достаточно рано, благо, финансовое положение родителей позволяло ему ни в чем себе не отказывать. 

– В 23 года я превратился в алкоголика, хотя этого не осознавал. Сначала пил потому, что был уверен – с первой женой мне не повезло. Затем потому, что развелся. Убеждал себя, что если найду достойную женщину, то с выпивкой сразу же завяжу. Женился второй раз, начал кодироваться, чтобы не расстраивать близких. Но все равно срывался, обманывал семью.

Осознанное решение что-то изменить Владимир принял после того, как проснулся утром на стройке, куда устроился работать прорабом. В костюме и галстуке – на каком-то грязном матрасе.

– Увидел себя со стороны: лежу я в костюме, а вокруг подчиненные ходят. И все понимают. После этого побежал к анонимным алкоголикам.

С ними Владимир познакомился в наркологии, где незадолго до этого проходил курс лечения. Послушал рассказы анонимных алкоголиков и нашел много общего со своей жизнью в их историях. Но от посещения занятий поначалу отказался, посчитал, что и сам может завязать с выпивкой, если захочет. Удалось это сделать только после того, как начал работать над собой. Второй переломный момент настал тогда, когда Владимир понял – просто бросить пить недостаточно. Нужно еще и измениться.

– Те злоба и ненависть к людям ведь никуда не делись. Как однажды в сердцах сказала жена: «Какая разница, что ты пьяный – козел, что трезвый – козел!». После этого попросил одного из участников группы, который уже прошел этот путь, стать моим наставником. Только тогда в жизни что-то начало меняться.