«Если класса до 6 был тихой овечкой, то потом стал хулиганом»
С детства судьба приготовила Андрею массу испытаний. Родился он в Бобруйске в 1988 году. В раннем детстве у мальчика обнаружилась катаракта глаз. После неудачно проведенной в Москве операции, во время которой задели зрительный нерв, один глаз практически перестал видеть. С 1 класса Андрей учился в гродненской специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, а с 5-го класса – в Шкловской спецшколе-интернате для детей c нарушениями зрения. Этот период своей жизни он вспоминает неохотно.
– Жалею, что учился в школе-интернате, – признался Андрей. – Все, что запомнилось: режим, постоянные рамки, что вызывало внутренний бунт.
Учился мальчик хорошо. По своим любимым предметам – истории и географии, участвовал в олимпиадах. На Дни рождения просил в подарок энциклопедии, читал много исторической литературы. В 12 лет увлекся лыжами. Но с поведением были проблемы. «Чтобы не быть постоянно обижаемым и завоевать авторитет, пришлось связаться с плохой компанией. Если класса до 6-го я был отличником и тихой овечкой, то потом стал хулиганом», – вспоминает Андрей.
«Моими большими очками даже сигареты подкуривали»
По этой причине маме мальчика предложили забрать его со школы-интерната. Он вернулся в Бобруйск и в 9 классе пошел в обычную школу №32. С этого момента, по словам Андрея, началась полноценная жизнь. Хотя психологическая адаптация прошла непросто. Мальчик ходил в большущих выпуклых очках, ими в компании даже сигареты подкуривали. Андрей чувствовал себя неловко и в классе сидел согнувшись, чтобы не привлекать к себе внимание. У него появился один близкий друг Денис Худавец, с которым они дружат по сей день. Когда мама купила Андрею контактные линзы, он почувствовал себя гораздо увереннее.
После школы Андрей пытался поступить на факультет «История и социально-политические дисциплины» в педуниверситет им. Кулешова. На бесплатное отделение не получилось. Чтобы не терять год, пошел работать на УП «Тифлос» БелТИЗ» в Могилеве, параллельно учился на подготовительных курсах. Через год поступил в университет. Серьезно занимался кикбоксингом и таиландским боксом. Учиться нравилось, но зарплаты с трудом хватало на съем жилья и спорт, на жизнь не оставалось.
– Последней каплей было, когда я купил себе дешевые кроссовки на рынке, и через пару недель в них стерлась подошва, – рассказывает Андрей. – И я нашел работу в Минске в строительной области с зарплатой в 500 долларов. Готов был делать что угодно, чтобы только прилично зарабатывать. Трудился много. Работа и спорт отнимали все время, и после второго курса я ушел из университета.
«Не думал, что после падения стану инвалидом»
Беда пришла неожиданно. Андрею исполнилось 25 лет. Он работал на стройках со своим другом и спарринг-партнером по тайскому боксу. Зарабатывали по 1.500 долларов в месяц, ездили по всей Беларуси и за пределы государства. В тот день, 1 сентября 2013 года, они работали в коттеджном поселке под Минском. Конструкция строительных лесов, на которых стоял Андрей, сломалась и рухнула. Он упал на балкончик на этаже, а потом на землю.
– Сначала решил, что ничего страшного, – говорит молодой человек. – Попробовал встать, но сильная боль мешала. В больнице сказали: травма спинного мозга, хорошо, если сидеть буду. Но я не верил, что стану инвалидом, и делал все возможное, чтобы встать на ноги. Год лечения и реабилитации – кроме косметического эффекта ничего. Кое-как завезли меня домой в Бобруйск к маме, подняли на носилках на 4 этаж и оставили на диване. Из дому выйти я не мог, перемещался только по квартире в инвалидной коляске.
«Выйти из депрессии помог спорт»
Андрей со своим тренером Александром Мокшиным.
Андрей признается, что сразу его охватило отчаяние, особенно когда от него ушла невеста. Многие друзья, занятые своими проблемами, постепенно исчезли из его жизни. Рядом остался самый верный, который со школьной скамьи – Денис Худавец. С благодарностью Андрей вспоминает и своих соседей на Звездном, 5 – дядю Сашу (Александра Осипова) и Романа Мишарова, которые помогали и помогают спускаться в инвалидной коляске на улицу и подниматься обратно на 4 этаж.
Выйти из депрессии помог спорт. Андрей приехал в Минск в национальную сборную, и спросил, какими видами спорта может заниматься инвалид-колясочник. Ему посоветовали параканоэ и отправили в Бобруйск. Здесь тренера еще и не знали, что за спорт такой. Вместе со своими тренерами – Антоном Раком и Александром Мокшиным смотрели видео в Интернете, вместе учились. Сначала Андрей занимался на каноэ: соединяли две лодки, и он их сам тягал по воде. Потом пересел на байдарку, но часто переворачивался, потому начал ездить только с сопровождением. Андрей – первый спортсмен в Беларуси, который добился в этом виде спорта определенных успехов.
В июне 2016-го на Чемпионате Европы в Москве стал бронзовым призером в байдарке-одиночке, выполнил спортивное звание МС международного класса. А в августе 2017-го на Чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ в Чехии он занял 5 место. Молодой человек входит в национальную команду Беларуси по этому виду спорта. Выступает вместе со здоровыми спортсменами. Помимо того, уже будучи в инвалидной коляске, не раз был лучшим в метании ядра и метании диска на республиканских соревнованиях, выполнил КМС по пауэрлифтингу. В 2015-ом был вторым на республиканских соревнованиях среди колясочников в гонке на 5 километров. До недавних пор занимался лыжами и подавал большие надежды. Но после того, как вошел в сборную по гребле, другие виды спорта пришлось оставить – таковы правила.
Андрей мечтает о семье и о собственных детях
Несмотря на все трудности Андрей – позитивный и общительный человек. У него много знакомых и увлечений. Он любит путешествовать – побывал в Германии, Австрии, Чехии, России и Болгарии. Посещает клуб «1387». Любит ходить в кино и гулять по кофейням и кафешкам. Учит английский язык, чтобы на соревнованиях было проще общаться со спортсменами из других стран. Мечтает о семье и собственных детях.
Что помогает ему в жизни? «Прежде всего, амбиции, желание доказать себе и другим, что я что-то могу», – говорит молодой человек.