Заболевание глаз у Константина Шеломанова врожденное. Отец его незрячий, у матери – 2-я группа инвалидности по зрению. Уже в раннем детстве мальчик не видел на один глаз, носил очки. В 5 лет ему сделали две операции, но это не помогло. В 13 лет произошла отслойка сетчатки второго глаза.
Четыре класса Костя окончил в обычной бобруйской школе №29. А с 5-го продолжил учебу в гродненской специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.
Компьютер, который «разговаривает»
Вместе с мальчиком там обучалась его родная старшая сестра, и он находился под ее присмотром. А после 8-го класса, когда сестра поступила в минский университет, родители решили перевести сына поближе к Бобруйску – в шкловскую школу для слепых и слабовидящих детей.
– Там началось все самое интересное, – вспоминает Константин. – Если в Гродно я затерялся в огромной школе среди множества детей, то здесь – в более уютной и домашней обстановке – я раскрылся. Оказалось, что я и в КВН могу участвовать, и в игре «Что, где, когда?». А сколько открытий для себя я здесь сделал! На первых уроках дают мне портативную печатную машинку для зрячих. Я удивлен: «Ничего не понимаю, дайте мне машинку Брайля для слепых». А учительница Гульнара Саидовна Миронова поддерживает: «Все нормально, разберемся». Так и освоил слепой метод печати.
В школе Костя впервые познакомился и с компьютером, который «разговаривает»:
– На уроках информатики нам показали метод изучения клавиатуры для незрячих, элементарные приложения и программы, меня это очень заинтересовало.
А когда учеников школы впервые вывели с тростью на улицу, было сложно:
– Трость – себе, я – себе. Потом привык. Обошли с учителем практически весь Шклов вдоль и поперек, в любую погоду. Сейчас трость – это мое дополнение. Люблю и уважаю свою палку, она дает мне свободу передвижения.
В 10-м классе Константин познакомился с будущей женой Александрой, она училась в той же спецшколе. У нее 3-я группа инвалидности по зрению.
«А как вы будете находить больного?»
После 11-ти классов дедушка Косте посоветовал: «В Гродно незрячих на массажистов учат, поступай туда». Молодой человек прислушался к совету, поступил в Гродненское государственное медицинское училище (сейчас колледж) – единственное в Беларуси учреждение образования, где инвалиды по зрению получают профессию массажиста.
– Там я нашел себя, – считает Константин. – Учились на рельефных материалах, которые можно нащупать пальцами. Плюс преподаватели показывали приемы массажа, а мы клали свои руки на их руки. К тому же у меня компьютер появился, учиться стало удобнее. Я сканировал учебники и слушал их с помощью программы невизуального доступа. Непреодолимых трудностей в учебе не было.
Пока Константин осваивал в Гродно профессию массажиста, его девушка Александра жила в Бобруйске и работала на предприятии БелТИЗ, а он периодически приезжал к ней в гости. После окончания колледжа вернулся в Бобруйск, и они стали жить вместе.
Больше года Константин не мог трудоустроиться. Многие руководители с недоверием относились к незрячему массажисту. Главврач одной из поликлиник сказал: «А как вы будете находить больного?».
Потом его приняли на работу на время декретных отпусков в онкодиспансер, в поликлинику №1. Узнав, что в Бобруйский городской диспансер спортивной медицины требуется массажист, в декабре 2008 года пришел туда, с тех пор и работает.
«Слепой массажист на вес золота». Считается, что незрячие массажисты обладают повышенной чувствительностью рук и поэтому имеют особые профессиональные качества. Японская поговорка гласит: «Слепой массажист на вес золота», в Таиланде говорят: «Попасть к хорошему массажисту – большая удача, а попасть к слепому – настоящее счастье». В этих странах само понятие «слепой» ассоциируется со словом «массажист». Это особое состояние, когда руки становятся настолько чувствительными, что начинают «видеть», причем «видеть» те свойства и подробности, которые не ощутить глазами.
«Пройти я могу везде, только чтоб ям не было»
Константин и Александра воспитывают двоих детей: 5-летнего сына и 4-летнюю дочь. Дети зрячие. Несмотря на то, что у супруги относительно нормальное зрение, работает в этой семье только муж. Константин считает, что жена должна заниматься домом и детьми.
Помимо работы, он справляется со многими вещами. Каждое утро отвозит детей в садик. Точнее, жена провожает их до троллейбуса (проживают Шеломановы в 7-м микрорайоне), а в центре города их встречает мама Константина. Бабушка ведет детей в садик, а глава семейства идет на работу. Говорит, что с тростью по хорошо известному маршруту это несложно.
– В принципе, пройти я могу везде, только чтоб ям не было, – делится Константин. – У нас люди добрые, всегда подскажут. Я считаю так: коль уж живу в мире зрячих, моя задача – приспособиться под большинство. В магазинах самообслуживания трудновато, потому бываю там редко. Но если жизнь заставит, то пойду. Посчитать деньги могу без проблем. Особенно с монетами стало хорошо, они все разные на ощупь, с бумажками труднее. Но есть специальное приложение на смартфоне, которое распознает деньги: показываешь купюру, телефон сообщает ее номинал.
Коллеги и знакомые Константина по работе удивляются, с какой ловкостью он справляется с разными гаджетами. Не всякий зрячий так может! Попросит он коллегу купить что-то в магазине, едва она сделала покупку, как ей на счет уже переведены деньги. Знакомые приносят Константину компьютеры починить. А дома он самостоятельно ремонтирует велосипед ребенку и бытовую технику.
А еще Константин занимается спортом в клубе «Фитнес Сити». Много читает (аудиокниги). Обожает кататься на велосипеде:
– Есть велосипед «тандем», предназначенный для нескольких человек. Раньше часто катались с другом, даже в велопоходы ходили. Но тот уехал жить в Чехию, и я временно без напарника. Жду, пока сын подрастет.
А пока мужчина совершенствует свой «двойной» велосипед, который они с отцом когда-то смастерили сами.