![13.02.2025. Председатель Бобруйской городской организации воинов-интернационалистов Сергей Языков.](https://media.bobruisk.ru/gVkwAAAAAADU0YF4BDg/photo.webp)
…Председатель организации Сергей Иванович Языков вручную заполняет список, посекундно всматриваясь в маленький календарик. Считает, сколько соратников ушли из жизни за год с последнего «15 февраля». На фронте это называется «безвозвратные потери».
– В 2024 году потеряли 17 ребят, уже с начала 2025-го – четырех. Трех Владимиров (среди них и наш коллега Владимир Васильевич Шарников – прим. ред.) и одного Евгения. Старшего лейтенанта Евгения Викторовича Пирожкова. Болезни делают свое дело. Раньше теряли и офицеров, и прапорщиков, сейчас стали уходить солдаты. Молодые совсем ребята. Кто-то и до 60-и не дожил, – грустно замечает Сергей Иванович.
Сегодня в Бобруйске проживают 754 воина-интернационалиста. Из них 398 человек – солдаты-срочники. Не только «афганцы». Четверо прошли Египет, столько же – Анголу, шестеро – Эфиопию, один земляк отдавал интернациональный долг в Сирии. В «афганской организации» состоит 490 человек. Благодаря срочникам, средний возраст «афганцев» только-только превысил отметку в 60 лет.
Ждут бобруйские афганцы и еще одну дату. Как говорит Сергей Иванович, в мае должен вступить в силу новый «закон о ветеранах». Там пропишут и ряд мер социальной защиты воинов-интернационалистов. Участникам боевых действий, имеющим группу инвалидности, собираются выплачивать сразу две надбавки – «афганскую» и за «группу». Не забыты и вольнонаемные: они получат ежемесячную надбавку к пенсии в размере 100 рублей. Появится и возможность уходить на заслуженный отдых не 63, а в 60 лет, а также бесплатно приобретать лекарства белорусского производства, – продолжает Сергей Иванович.
Собеседник называет нововведения не «льготами», а «мерами социальной защиты». Такие меры действуют и на местном уровне. «Афганцы» могут бесплатно пользоваться городским общественным транспортом. Еще одна – 300 рублей из общей суммы заработной платы не облагаются подоходным налогом. Мера, к слову актуальная. Каждый четвертый афганец продолжает трудиться. В госсекторе и на себя.
Цифра могла быть и больше, если бы не проблемы с трудоустройством. Не каждый наниматель готов принять возрастного работника с не самым крепким здоровьем.
– Накануне приходил человек. Ему 63 года, но, говорит, полон сил и желания работать. Но не везде берут. Хотел бы на шинный. А у нас там хорошая первичная организация, возглавляет ее Борис Иванович Хроп. Созвонился с ним. Говорит, пусть приходит. Рабочие нужны.
Среди целей организации – помощь братьям по оружию, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
– Недавно к нам обратилась сестра нашего «афганца». Человек перенес два инсульта и получил первую группу инвалидности. Его нужно было определить в интернат в одном из районов Могилевской области. Номер очереди у него 70-й, а на год дали только 30 путевок. Написал письмо в областной комитет соцзащиты. Пришел ответ… Наш товарищ уже осваивается в интернате.
«Спасибо городу» говорит Сергей Иванович и за разовые (на самом деле, многоразовые) выплаты. В честь очередной годовщины вывода войск две базовые величины получат матери и вдовы афганцев и полторы базовых – афганцы, получившие инвалидность по общим заболеваниям. Бизнес, говорит Сергей Иванович, тоже не остается в стороне. В супермаркете Green матери и вдовы воинов-интернационалистов могут приобрести товар на 60 рублей, деньги на цели выделяются из местного бюджета.
Бобруйские «афганцы» – постоянные и желанные гости в школах города. Под патронатом организации проходит ежегодный турнир по стрельбе памяти Героя Советского Союза Андрея Мельникова – могилевчанина, погибшего в Афганистане. В прошлом году участие в первенстве приняли 24 школы, две гимназии и два военно-патриотических класса.
Увы, война в Афганистане так и не стала последним локальным конфликтом в новейшей истории. Все последующие войны и спецоперации невольно отодвинули в тень события 40-летней давности.
– Нет ощущения, что об афганцах забывают? – спрашиваю собеседника в завершении разговора.
– Стараемся сделать так, чтоб о нас помнили. Конечно, сразу после развала Союза внимания к нам было больше. Но ведь именно тогда и родилась та самая фраза «мы вас туда не посылали». Горько и больно было слышать ее. Сейчас нам уже никто так не скажет. Одно это радует и дает силы жить. Много ведь мы не просим. Просто хотим, чтобы помнили тех, кто уже ушел, и не забывали тех, кто в строю.