«Польщен вниманием к своей персоне»
Диана Новикова родом из деревни Ракушево Круглянского района. После учебы в Юридическом колледже БГУ она распределилась в Быхов.
Отработав в ПМК обязательные два года, осталась в райцентре в надежде найти работу с приличным заработком, но не складывалось: если зарплата устраивала, график работы требовал ежедневной 12-часовой смены, а если что-то находила с гарантированными выходными, заработанных денег ели хватало сводить концы с концами. А тут так случилось, что и вовсе без работы осталась.
– Я всегда старалась рассчитывать только на себя, на то, что зарабатываю, поэтому никогда не допускала и дня без работы, – вспоминает события трехлетней давности Диана. – И когда осталась без нее – должность пообещали, но в последний момент выяснилось, что не могу ее занимать из-за недостатка опыта, очень расстроилась: средств нет, жилья нет, а впереди еще и сессия в вузе.
Родные утешали и поддерживали, а Диана не прекращала поиск работы. На собеседовании в Орше сразу же согласилась на должность юриста, узнав о наличии общежития и горячей воды в нем.
– Я три с половиной года в Быхове жила в бытовых условиях, оставлявших желать лучшего: все только ради работы и хоть какой-то крыши над головой, – объясняет она свое скоропалительное решение уехать в совершенно незнакомый город.
Наверняка, эти житейские проблемы не переживала бы Диана так болезненно, если бы рядом был любимый мужчина. Но серьезных отношений с парнями у нее не получалось. Она даже зарегистрировалась на сайте знакомств в надежде отыскать близкого себе человека. Но, разочаровавшись и в этом варианте заочных свиданий, 8 июня 2021 года она решила, что удалит приложение. И напоследок, пролистывая портреты только зарегистрированных, увидела глаза – добрые, искренние и поставила «лайк».
Юноша тоже лайкнул под фото Дианы в ответ, что и дало возможность начать переписку.
– «Польщен вниманием к своей персоне» – с этой фразы началось наше общение. Я подумала: какой интересный молодой человек. И захотелось написать в ответ что-то теплое и душевное, – вспоминает Диана.
Обменялись телефонами, созвонились – и разговаривали всю ночь. Благо было лето – Диана, замотавшись пледом, вышла на площадку перед общежитием, чтобы никому не мешать спать. А им было не до сна…
– Мне нравился его голос, его манера разговаривать и рассуждать о планах, об отношениях, о семье. Несмотря на разницу в возрасте почти в 9 лет, во многом наши взгляды на жизнь совпадали, – вспоминает начало их романа Диана.
«Можешь же, когда захочешь… »
Юрий в семье третий ребенок. Старшие два брата родились здоровыми, а он – с целым набором заболеваний, в том числе со спастическим порезом нижних конечностей. После поставленного диагноза его маме предложили от сына отказаться: не то, что ходить, он не сможет даже сидеть – предупреждали ее. И возможно так бы все и было, если бы не встретился на их жизненном пути Михаил Михович – кандидат медицинских наук, Заслуженный врач РБ, травматолог-ортопед, работавший тогда заведующим детской хирургией БСМП Могилева.
– Будет много операций, ему будет очень больно и трудно, но если он все это выдержит, он будет ходить, – вынес вердикт доктор.
Мальчику в несколько этапов ломали кости и сращивали, формируя общепринятый вид голени, а затем стопы. Дальше – длинные и тяжелые месяцы реабилитации: многочасовые занятия в спортивных залах и на тренажерах через невыносимую боль.
– Я в санаториях жил дольше, чем дома, – вспоминает Юрий. – Помню, в Друскининкае в санатории «Беларусь» после цикла упражнений и массажа инструктор лечебной физкультуры Раиса Иосифовна вывела меня на тропинку, ведущую к костелу, и говорит:
– Бросай костыли, бери трость и учись ходить.
Я испугался, заплакал. Мама подбежала ко мне. Она накричала на нее, запретила вмешиваться и потребовала опять, чтобы я бросил костыли и сделал свой первый в жизни самостоятельный шаг с тростью – в 15 лет!
– Я не умею! Мне больно! Я не смогу! – орал в ответ я.
– Ты можешь! – не обращая внимания на мои слезы, настаивала она. Забрала у меня две опоры, дала одну и указала на костел:
– Иди!
Было невыносимо больно и страшно, ноги не слушались, не получалось удерживать равновесие, слезы душили. Я тогда так ненавидел Раису Иосифовну, но от страха услышать опять ее ор сделал шаг, потом второй, третий и остановился – оглядываюсь, а она себе под нос еле слышно, садясь на траву:
– Можешь же, когда захочешь…
«Ты сума сошла, он же инвалид…»
Юрий после школы закончил юрфак университета Кулешова в Могилеве, занялся наружной рекламой, зарегистрировавшись ИП. Хорошо зарабатывал. Трость не мешала и знакомству с девушками, но до регистрации брака дело не доходило.
– Сцен, когда я сижу в комнате, а в это время на кухне мама дочери шепотом кричит: ты сума сошла, он же инвалид, было у меня несколько, – рассказывает Юрий. – В какой-то момент решил для себя, что попытки эти надо прекратить: семейная жизнь – не для меня, хотя всегда мечтал о дорогом и близком человеке рядом. Я смирился и радовался тому, что у меня много друзей, с которыми интересно и весело провожу время, хожу по кафе и ресторанам, путешествую по миру – все не так уж и плохо.
Работы было много: мотался по стране, часами сидел за компьютером – иначе не заработать. А в 2021 году почувствовал невыносимую боль в спине и не смог встать с кровати. Пролежал один раз месяц в больнице, затем второй, но медики ничего сделать не смогли. В Республиканском научно-практическом центре неврологии и нейрохирургии пообещали поднять с кровати и посадить в инвалидное кресло, но после операции. Правда, гарантий никто не давал. Но Юрий на все соглашался – его просто убивала перспектива до конца жизни остаться прикованным к постели.
Чтобы хоть как-то отвлечься от черных мыслей, 8 июня он зарегистрировался на сайте знакомств. Пролистывая портреты девушек, заметил добрые и искренние глаза – и поставил под фото «лайк».
«Главное, чтобы к тебе хорошо относился…»
Они проговорили всю ночь, потом еще одну и еще...
– Не видя ее, только разговаривая обо всем на свете, я почувствовал, что это мой человек – такой родной, такой близкий, – признается Юрий. – Поэтому сразу рассказал про свою инвалидность и предстоящую серьезную операцию, чтобы, как говорится, сразу расставить все точки над і и не мучить себя и ее. А она:
– У меня сегодня выходной, я к тебе приеду.
И уже через несколько часов она была в Могилеве. Больше они не расставались – отработав пять дней в Орше, Диана на каждые выходные приезжала к любимому. И во время Юриной операции по установке титановых дисков на позвоночнике они были вместе. А в апреле 2022 года – Юрий и Диана расписались.
Семья Дианы инвалидность Юры приняла спокойно.
– Главное, чтобы к тебе хорошо относился, – отреагировала мама на разъяснения дочери про его заболевание. Юрин приезд к будущей теще организовал Дианин брат – приехал за ним на машине: после операции, находясь в корсете, Юрий мог сидеть не более трех часов, а передвигаться на длительные расстояния – только лежа.
– В детстве я любил бывать у бабушки в деревне, где был абсолютно счастливым – подальше от вопросительных людских глаз и поближе к природе. А когда приехал домой к родителям Дианы, вновь почувствовал эту детскую радость быть в деревне – на природе, с котами и собаками, среди берез и цветущих клумб. У меня даже появилось ощущение, что я приезжаю не в гости, а домой, где ждут, понимают, поддерживают и стараются чем-то порадовать, – рассказывает Юрий.
А вот Диану мама Юры приняла не сразу – не поверила в ее любовь к сыну. За годы их борьбы за его возможность ходить и жить нормальной жизнью, она узнала не один десяток историй, когда любовь к человеку, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, заканчивалась обманом, в результате которого инвалид лишался и квартиры, и сбережений, и остатков своего здоровья. Как могла, она оберегала сына от такой участи. Уже была куплена для молодоженов однокомнатная квартира, а она всеми возможными способами препятствовала их переезду – материнское сердце боялось довериться.
Пока инициативу в свои руки не взяла Диана: друзья взяли кредит, благодаря которому были куплены стройматериалы, ремонт за три дня сделали ее родные – братья и родители. И у молодой семьи появилось свое уютное гнездышко. После чего наладились отношения и у невестки со свекровью.
«Мой маленький мир, в котором я счастлив…»
– Диана устроилась по специальности на завод горного машиностроения в Могилеве, а я работаю дома. Ожидая ее, стараюсь что-то сделать к ее возвращению: приготовить покушать, помыть посуду. Понимаю, что это мелочи, но мне очень хочется, чтобы дома она могла отдохнуть, а не стоять вечер у плиты. Диана о помощи меня не просит, но я вижу, что ей тяжело тянуть весь быт на своих плечах, поэтому, что могу, делаю сам.
И все еще не могу поверить, что все происходящее вокруг, касается меня: наконец-то у меня есть мой маленький мир, в котором я счастлив. Но так ли счастлива в нем Диана? И я не единожды задавал ей этот вопрос, потому что даю себе полный отчет в том, что многое мне из-за заболевания не подвластно. Сейчас я даже наклониться не могу из-за установленных титановых пластин, не могу пойти с ней куда-то на долгое время, а зимой вообще опасаюсь выходить из дома – очень скользко, – рассказывает Юрий.
– Мне ничего от тебя не нужно, – сразу же реагирует на его признание рядом сидящая Диана. – Мне важно, чтобы ты был рядом. Любовь и забота – это главное, что ты можешь мне дать, и у тебя это прекрасно получается.
Уже больше двух лет они вместе – вместе создают свое настоящее, строят планы на будущее. В ближайшей перспективе – покупка автомобиля, водить который будет Диана и уже учится вождению в автошколе. Личное средство передвижения поможет семье стать более мобильной.
В том числе, когда появятся дети...