«Творчество поддерживает морально». Как бобруйчанин, оказавшись в инвалидной коляске, вспомнил об увлечении живописью

5252
Ирина РЯБОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ и из личного архива героя материала.
Герою этого материала 65 лет. Чуть более года назад из-за болезни ему ампутировали ногу. Мужчина, который до того жил активной жизнью, оказался в инвалидной коляске. В этот сложный период психологически ему очень помогло давнее детское увлечение.
30.11.2023. Бобруйск. Леонид Солянкин. Фото: Александр ЧУГУЕВ,
30.11.2023. Бобруйск. Леонид Солянкин. Фото: Александр ЧУГУЕВ,

Леонид Солянкин родился в деревне Скриплица Кировского района. Окончил техникум в Кличеве, получил специальность «техник-механик по ремонту и эксплуатации тракторов, автомобилей, сельхозмашин». Отслужил в армии и устроился работать мастером производственного обучения в Кировское ПТУ. Вскоре женился, с супругой переехали в Бобруйск. Леонид работал водителем на предприятиях надомного труда и «Газовик», на обувной фабрике, в ДЭПе 15 лет был инженером по охране труда. Затем работал как ИП.

30.11.2023. Бобруйск. Леонид  Артемович с супругой Татьяной Тадеушевной. Фото: Александр ЧУГУЕВ,
30.11.2023. Бобруйск. Леонид Артемович с супругой Татьяной Тадеушевной. Фото: Александр ЧУГУЕВ,

«Думал, пойду на пенсию и буду наслаждаться»

В 2020-ом Леонид Артемович ушел на заслуженный отдых и планировал заняться тем, что очень любил и на что времени раньше не хватало – дачей, рыбалкой.

– У нас с женой дача в Большой Гуте, – рассказывает собеседник. – Мне очень нравилось проводить там время. Любил вставать рано утром и – на речку. Идешь – тишина, красота кругом. Пару раз лосей встречал по пути, однажды даже волк встретился. К счастью, он бежал по своим делам вдоль реки, на меня даже внимания не обратил. А на речке сидишь – то поклевка, то выдры плавают, интересно! И вот, думал, пойду на пенсию и буду наслаждаться всем этим.

Леонид Артёмович на даче в Большой Гуте до того, как случилась беда. 2019 год.
Леонид Артёмович на даче в Большой Гуте до того, как случилась беда. 2019 год.

Но, увы, наслаждаться активным отдыхом Леониду Артёмовичу довелось недолго. Летом 2022-го случилась беда.

– Это было 19 июля, на даче, – вспоминает тот день мужчина. – Утром еще сходил на рыбалку. Пришел домой, думаю, надо пару колышков в лесу на помидоры срубить. Лес там рядом, метрах в 100 от нас. Нарубил колышков и тут чувствую, нога сильно заболела, стопа не гнется. Кое-как домой пришел, там жена, дочь, рассказал им, что случилось. Подождали немного, надеялись, что нога пройдет, но легче на становилось. Дочка меня – на машину и завезла в центральную больницу. Врачи сразу проверили сосуды на ноге и сказали, что у меня тромбоз (образование плотных сгустков крови (тромбов) в просвете сосуда, замедляющее или вовсе останавливающее нормальное течение крови по кровеносной системе – прим. авт.). Раньше вены меня не беспокоили, потому это было полной неожиданностью. Правда лет с 45-ти у меня сахарный диабет. А это, говорят, тоже повышает риск венозных осложнений. В последнее время я чувствовал, что эта нога быстро устает.

Сначала Леониду Артемовичу сделали операцию, пытались спасти ногу. Знакомые передавали дорогие лекарства из Москвы, которые вводились через капельницу. Но все оказалось напрасным, и 1 августа мужчине ампутировали ногу.

Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина.

«Я терпел боль, потому было не до того»

– Первое время в больнице я не очень переживал по поводу того, что так случилось, – говорит Леонид Артемович. – Я терпел боль, потому было не до того. Три месяца лежал в больнице, потому что раны не заживали, плюс всякие процедуры болезненные… А к тому времени, когда все стало заживать, я понемногу уже смирился со своим положением. Не скажу, что к этому совсем спокойно отнесся. Но я понимаю, что мне уже не 20 лет, возраст пожилой. Слава богу, успел в жизни немало повидать… Что получилось, то получилось. Сейчас больше отчаяния и сожаления, что не могу сесть на машину, поехать на дачу, сходить на рыбалку, грядку вскопать.

30.11.2023. Бобруйск. Леонид Солянкин.Фото: Александр ЧУГУЕВ,
30.11.2023. Бобруйск. Леонид Солянкин.Фото: Александр ЧУГУЕВ,

Мужчине очень помогала поддержка жены Татьяны, которая каждый день приходила к нему в больницу и сейчас заботится о нем. Помогали дочери Наталья и Екатерина, зятья Александр и Юрий, старший внук Максим.

Еще когда Леонид Артемович находился в больнице, близкие позаботились о том, чтобы у него появилась инвалидная коляска. Внук рассказал своему другу о беде, которая случилась с его дедушкой. А тот обратился к Любови Шушляниковой – председателю Бобруйской районной организации ОО «БелОИ», с которой живет в одном доме. Любовь Иосифовна сразу вызвалась помочь. С тех пор коляска – это главное средство передвижения нашего героя. Также иногда он пользуется подлокотными костылями. А недавно мужчине сделали протез ноги. Правда, обучаться ходить с ним по улице пока не было возможности из-за погоды. Да и спуститься на улицу не так просто – живет Леонид Артемович на 4-м этаже, лифта в доме нет.

– Я был очень рад оказаться дома после больницы, – тем не менее, говорит мужчина. – Недаром говорят, что дома и стены лечат. Но первое время было не по себе от того, что не могу быть активным, как раньше. Основным моим занятием поначалу был телевизор. А потом начал картины писать.

Картина Леонида Солянкина. Родная деревня Скриплица Кировского района, родительский дом.
Картина Леонида Солянкина. Родная деревня Скриплица Кировского района, родительский дом.

«Зачем тебе художественное училище? Как ты будешь на хлеб зарабатывать?»

Рисовать он любил с детства – сначала карандашом, потом стал разукрашивать гуашью, акварелью. Говорит, что даже мечтал поступать в художественное училище.

– Но в семье у нас было девять детей, родители смотрели на жизнь более практично, – вспоминает собеседник. – Когда я им сказал о своих планах, мама ответила: «Зачем тебе это? Как ты будешь на хлеб зарабатывать? Вот если ты пойдешь учиться, как другие дети, на механика, так тебе там и права тракториста дадут, и шофера, и диплом механика, всегда будет на хлеб». Так оно и получилось – отучился я и всю жизнь работал с техникой.

Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина.

«Сам вырос на природе, потому моему сердцу близки пейзажи»

Храм в деревне Капустино, что недалеко от Скриплицы. Картина Леонида Солянкина.
Храм в деревне Капустино, что недалеко от Скриплицы. Картина Леонида Солянкина.

Рисовать Леонид учился сам, никаких уроков ему никто не давал. Но если попадались на глаза книга или журнал с картинами известных художников, с публикациями на тему живописи – покупал, смотрел, читал. Особенно потом уже, когда повзрослел, и это стало более доступно. Писал всю жизнь, когда появлялись вдохновение и время.

– Особенно люблю пейзажи, – говорит мужчина. – Сам вырос в деревне, на природе. В детстве, как сойдешь утром с друзьями на луга да на поля гулять, так только поздним вечером вернешься, хорошо, если в карман хоть кусок хлеба положишь. Потому моему сердцу так близки пейзажи. Мои любимые художники – Шишкин, Саврасов, Левитан, Айвазовский.

На картинах Леонида Артемовича – отчий дом, луга и леса в родной деревне Скриплица, «форштадтские» пейзажи, там он жил какое-то время, природа в деревне Большая Гута, где у них дача. Немало и репродукций известных живописцев. Встречаются картины на религиозную тематику, некоторые из них самодеятельной художник подарил храму в деревне Капустино, что недалеко от Скрипицы. Есть картины и с философским смыслом. На даче в Большой Гуте ворота, стены его гаража также разрисованы. Оттого все соседи по даче называют нашего героя «художником».

Основную часть своих работ Леонид Артемович подарил родным, друзьям, дома их осталось немного. Говорит, за всю жизнь картин 100 нарисовал, сейчас пишет больше.

Раньше мужчина везде носил с собой блокнот и карандаш. Если видел что-то красивое, тут же набрасывал эскиз.

– А сейчас время такое наступило, что все можно снять на смартфон, а потом спокойно дома рисовать, – говорит собеседник.

Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина.

«Профессиональные художники не поверили, что эти картины написал самоучка»

Когда председатель районной организации общества инвалидов увидела картины Леонида Артемовича, она предложила выставлять его работы на разных творческих мероприятиях.

– Сначала мы организовали небольшую выставку картин в нашем офисе, – говорит Любовь Шушляникова. – Затем я отвезла работы Леонида Артемовича на выставку-конкурс «Палитра талантов» в Жлобине, и они получили диплом 3-й степени в номинации «ИЗО». Профессиональные художники, которые присутствовали на мероприятии, не поверили, что их написал самоучка, они очень высоко оценили уровень картин. Затем работы нашего художника мы представили на Международном фестивале творчества инвалидов им. Лученка в Витебске, там Леонид Артемович получил специальный диплом «За волю к победе». И на «Славянском базаре» завоевал специальный диплом и премию. А 30 ноября везу его картины в Жлобинский краеведческий музей на выставку.

– Благодаря стараниям Любови Иосифовны мои работы увидят люди, – улыбается Леонид Артемович, – раньше видели только свои.

Леонид Артемович с младшим внуком Матвеем.
Леонид Артемович с младшим внуком Матвеем.

«Мечтаю, как посажу внука на колено, возьму кисть, краски и буду учить рисовать»

По словам мужчины, творчество очень поддерживает его морально.

– Когда сосредоточишься на написании картины, мысли заняты, и ты не думаешь о бытовых вещах, о проблемах. Твое внимание полностью находится там. Раньше я очень интересовался автомобилями, дачей рыбалкой. Сейчас из прежней жизни остались только картины.

Обращаясь к людям, жизнь которых, как и его, изменилась в одночасье, Леонид Артемович говорит:

– Советую не отчаиваться, подумать кто на что способен и заняться этим. Люди разные бывают: кто-то картины пишет, кто-то плетет корзины, кто-то вышивает. Занимайтесь тем, что вам нравится. Поначалу, может, не совсем будет получаться, но со временем все обязательно получится, и это станет вашей отдушиной и других людей будете радовать своими изделиями.

На даче у Леонида Артемовича в деревне Большая Гута.
На даче у Леонида Артемовича в деревне Большая Гута.

Большим стимулом для нашего героя являются внуки. Старшему Максиму – 21 год, младшему Матвею – полгодика.

– Я хочу дождаться, когда старший женится, и у него появятся дети, – говорит дедушка. – Хочу видеть, как младший растет. Мечтаю, как скоро посажу его на колено, возьму кисть, краски и буду учить рисовать. Начнем с простого: с кружки, которую он видит, с птички. Буду показывать ему: «Вот это клювик, а здесь будет головка, глазки, а это крылья, которые она расправит и полетит…»

30.11.2023. Бобруйск. У Леонида Артемовича Солянкина. Работа над новой картиной. Фото: Александр ЧУГУЕВ,
30.11.2023. Бобруйск. У Леонида Артемовича Солянкина. Работа над новой картиной. Фото: Александр ЧУГУЕВ,
30.11.2023. Бобруйск. У Леонида Артемовича Солянкина. Фото: Александр ЧУГУЕВ,
30.11.2023. Бобруйск. У Леонида Артемовича Солянкина. Фото: Александр ЧУГУЕВ,
Картина Леонида Солянкина."Одинокий волк".
Картина Леонида Солянкина."Одинокий волк".
Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина.
Картина Леонида Солянкина. Родная  деревня Скриплица.
Картина Леонида Солянкина. Родная деревня Скриплица.