Родилась здоровой
Ангелина родилась абсолютно здоровым ребенком. В детстве не имела никаких серьезных проблем со здоровьем, и все ее близкие – относительно здоровые люди. До 10 лет девочка жила в деревне Боровица Кировского района, потом семья переехала в Кировск.
Ангелина окончила обычную школу и музыкальную школу по классу фортепиано, затем Горецкий педколледж, где получила специальность «учитель начальных классов» с дополнительной специализацией «творческая деятельность». В 2015 году поступила на факультет журналистики БГУ, подавала большие надежды...
– Сотрудники Кировской районной газеты очень хотели видеть меня в своих рядах, – улыбается Ангелина Карабанова. – Класса с шестого я у них печаталась, позже – и в областной, республиканской прессе. Строила амбициозные планы на жизнь.
Когда пришла болезнь, девушка успела окончить лишь первый курс журфака.
Первые симптомы
Сначала у Ангелины появился лицевой неврит (уголок губ и глаз не слушались). Потом возникла слабость в ногах. Когда случился первый неврит зрительного нерва, глаз ей спасли. Спустя год – неврит на втором глазу, и тогда зрение уже не смогли восстановить. Появились и прочие проблемы. А тут еще коронавирус подоспел – инфекция внесла свой вклад в, и без того пошатнувшееся, здоровье.
Анамнез Ангелины изучали ведущие специалисты в Минске, но по сей день точный диагноз ей не выставлен. Есть лишь предположения, что это какой-то редкий случай системной волчанки.
– Они не могут до конца понять, что и почему со мной произошло, – говорит Англенина про врачей. – Как мне сказал один профессор, «на всю страну пять девочек таких». На сегодня поставлен диагноз, касающийся только зрения: «частичная атрофия зрительного нерва».
Год больниц
Из-за проблем со здоровьем Ангелина взяла в университете академический отпуск на год, надеясь, что потом удастся завершить обучение. А пока устроилась в детский сад, чтобы не сидеть без дела. Но, к сожалению, болезнь только прогрессировала. Из садика девушке пришлось уволиться – ей дали вторую группу инвалидности.
– Год я «болталась» – больницы, обследования, даже реанимация, – вспоминает тот тяжелый для нее период собеседница. – Потом стало понятно, что все очень серьезно, и выкарабкаться полностью не получится.
Вдобавок ко всему, Ангелина переживала по поводу сильно изменившейся внешности: после приема гормональных препаратов она поправилась с 54-х до 70-ти килограммов.
Девушка признается, что было все – и неприятие себя такой, и депрессия, и нежелание что-либо делать. Будни стали серыми, жизнь – однообразной.
Творчество и общение
Выкарабкаться из этого состояния ей помогли в отделении для инвалидов Кировского ТЦСОНа.
– Я узнала про них случайно, – рассказывает Ангелина. – Как-то к нам домой с обследованием пришли МЧС-ник и работник центра соцзащиты. От последнего я и услышала, что при центре есть такое отделение, посетители которого, несмотря на то, что имеют инвалидность, ездят на разные мероприятия, живут активно. В 2019-м я пришла туда, и меня приняли с радостью.
Ангелина признается, что сама тогда занялась всем, чем только можно было: и рисованием, и вышивкой, и пением, и танцами.
И творчество вместе с общением сделали свое дело – вернули девушку к жизни. За что она теперь безмерно благодарит всех работников центра, которые, по ее словам, относятся к своим подопечным, как к собственным детям, и особенно инструктора по трудовой терапии Веронику Васильевну Петрушу, свою «вторую маму».
Не вижу, но ощущаю
Ангелина настолько увлеклась творчеством, что в прошлом году стала ремесленником (сейчас платит налог на профдоход). Девушка делает на заказ свадебные аксессуары – бутоньерки, бокалы, даже несколько свадебных фотозон оформляла. Еще она вяжет детские пледы, прикроватные коврики, сумки из полиэфирного шнура и шопперы, делает ожерелья из крупных бусин, изделия из фоамирана, кукол и даже пишет небольшие стихи на заказ!
Некоторые из своих изделий она принесла и на встречу с нами. Глядя на тончайшие детали цветка-бутоньерки или большой вязаный плед, поневоле задаешься вопросом: как человек с таким зрением это сделал?
– К примеру, плед – это руки и пряжа, никаких спиц, вяжется наощупь пальчиками, – объясняет мастерица. – А цветы из фоамирана я делаю так: рисую картонные заготовки (они прекрасно ощупаются), кладу их на фоамиран, обрисовываю спицей, вырезаю. Правда, вырезать сложновато, но я приспособилась работать дыроколом: чик – и готовая «ромашечка», из этих «ромашечек» потом я формирую вот такие розочки. Особо ничего сложного, справится даже ребенок. С бусинами, конечно, сложнее, там мелкие дырочки... Но мне была выделена субсидия, на которую я приобрела себе замечательную лампу-лупу, благодаря ей я нанизываю бусины на проволоку.
Ангелина показывает гребень для невесты с множеством сверкающих бусинок, который как раз и сделан с помощью чудо-лампы.
– Я стала больше щупать, мне уже не надо смотреть, – добавляет она. – Что касается цвета – я его различаю. Но, например, вот с такого расстояния (около метра – прим. ред.) эта фиолетовая розочка кажется мне просто фиолетовым пятном...
Открыть в себе
Ангелина еще и трудится – на предприятии «Светоприбор» ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». Она – слесарь механосборочных работ, собирает выключатели, монтажные коробки, розетки, удлинители. В свободное время девушка участвует в фольклорном коллективе «Квецень» от предприятия. Получила от работы общежитие и сейчас большую часть времени живет в Бобруйске.
Еще Ангелина – волонтер «Красного Креста» и председатель общества инвалидов Кировского района. В общем, не каждый зрячий столько успевает в жизни.
– До инвалидности я не ценила жизнь от слова «совсем», – признается девушка. – Концентрировалась на вещах, совершенно не важных, к примеру, постоянно хотела похудеть. Сейчас я практически не отдыхаю, только сплю, я стала ценить каждое мгновенье. Как бы это больно ни звучало, но каждый день сейчас ты живешь, как последний, потому что не знаешь, что с тобой произойдет завтра, где ты завтра окажешься и в каком состоянии...
– Самое главное, когда приобретаешь группу инвалидности – понять, что ты не остаешься один, – добавляет Ангелина. – С тобой все так же рядом родные, близкие. Появляются новые знакомые. И тебя любят, несмотря на твое «условно ограниченный». Ты можешь творить. Открыть в себе то, что раньше не знал. Чтобы не погрязнуть в болезни и доказать всем: я жива, я здесь, я талантлива и я такая же, как все.
Страница Ангелины Карабановой в инстаграм