С какого возраста смотреть мультики и какие – не стоит? Советуемся со специалистом

4866
Екатерина НОВИЦКАЯ. Фото Pixabay
Многих родителей интересует вопрос влияния мультфильмов и героев мультиков на психическое здоровье ребенка. Давайте разбираться вместе.

В интернете можно найти результаты целого ряда исследований, которые подтверждают, что с каждым годом дети все больше времени проводят у экранов телевизоров и гаджетов. Многие зарубежные исследования отмечают и еще одну тенденцию – к уменьшению возраста, в котором ребенок начинает смотреть мультфильмы. Ученые и педиатры сходятся в одном – раньше двух лет смотреть мультики не стоит, даже так называемые «развивающие». Судя по ответам опрошенных знакомых мам, большинство белорусских детей начинает смотреть мультики как раз примерно с двух лет, иногда раньше.

Из личного опыта

Чтобы быть абсолютно объективной, следует признать, что мои дети тоже смотрели мультики лет с двух-трех. Старшему они нравились больше – в детстве смотрел все подряд, что позволяли, а младший любит пересматривать лишь несколько самых любимых мультфильмов и не очень привязан к экрану.

Единственное, что могу отметить, что лично я очень привередлива к выбору сюжета и персонажей: сразу отсекаю чрезмерно агрессивные, бессмысленные или гротескно искаженные, на мой взгляд. Конечно, не во всех мультиках есть высокая мораль и образцы для подражания, но, по моему мнению, они хотя бы не должны учить плохому и искажать представление ребенка о мире. Да простят меня создатели и поклонники этих персонажей – это мое личное убеждение – но мне совершенно не понятно, как может научить чему-то хорошему одномерная и непропорциональная Свинка Пеппа, нелепые и отталкивающие Бухдойс или Котопес.

Любимый герой для ребенка – образец для подражания.
Любимый герой для ребенка – образец для подражания.

И вместе с тем я прекрасно понимаю, что какой-нибудь Чебурашка уже не может пленить воображение современного ребенка, поэтому приходится искать баланс. А еще стараться свести просмотр телевизора к минимуму, насколько это возможно. У нас, например, под запретом сидение в «ютубе», просмотр всяких распаковок, мультиков-ужастиков вроде милой бабули, охотящейся за внуком и т.п. Игры, увы, все-таки вошли в жизнь старшего сына лет в восемь-десять и довольно прочно там обосновались, к моему великому разочарованию.

Любимыми героями старшего ребенка в детстве, насколько я помню, были в разные периоды Смешарики, Трансформеры и Черепашки ниндзя (тоже не самые мирные мультфильмы), у младшего сейчас – Три кота, Робокар Полли и Малыш Саша. Как и большинство родителей, мы искали игрушки в виде персонажей любимых мультфильмов и дарили их детям на праздники. Например, младший и сейчас засыпает только со своим Робокаром Полли в руке.

Недавно со знакомой мы поспорили, имеет ли значение, что и сколько смотрит ребенок, и каким персонажем увлечен. Решила получить разъяснения у специалиста.

Психолог Светлана Глагола.
Психолог Светлана Глагола.

Рассказывает бобруйский практикующий детский и семейный психолог Светлана Глагола.

– Если мы спросим у родителей, для чего мультфильмы нужны им, то услышим, что они «помогают отдохнуть или поработать», или когда нужно занять чем-то ребенка, или уговорить «нехочуху» поесть.

Давайте обратимся к раннему возрасту ребенка – до трех лет. Родителям стоит учитывать, что у детей в этом возрасте еще не успели сформироваться основные функции движения. Малыши еще не умеют одновременно говорить, следить за объектами, держать какой-то предмет в руках, двигаться и слышать.

Нам кажется, что дети сидят спокойно и не отвлекаются на посторонние шумы, заняты делом и это очень хорошо.

Согласно результатам исследования Селии Вард, при активном использовании телевизоров и электронных нянь у 20% детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. В трехлетнем возрасте –на один год. В случае, если технику изымали , то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.

Но именно так и появляются проблемы с речью, со зрением, координацией движений и лишним весом – общее развитие ребенка может значительно замедлиться, если злоупотреблять таким досугом.

Что же касается содержания, маленькие дети еще самостоятельно не умеют отличать вымысел от реальности, для них все герои с экрана – реальны. Да, мультфильмы часто показывают новые способы решения задач, они могут научить чему-то, показать опасности окружающего мира, такие как высота, огонь, электричество или последствия нарушения правил дорожного движения. Если содержание мультфильма привлекает ребенка, он усваивает этот опыт, приобретая важные навыки. Именно любимый герой для ребенка – значимая фигура, с которой он отождествляет себя, копируя поведение, манеры и усваивая его жизненные ценности. Таким образом, можно даже спрогнозировать, каким ваш ребенок хочет стать или станет в окружении избранных персонажей.

Мультфильмы становятся проблемой тогда, когда просмотр передач и игры в компьютере происходят бесконтрольно. Далеко не все, что детям показывают на экране, качественно и соответствует возрастным нормам, – акцентирует внимание Светлана Глагола.

А вы знали?
В японской прессе даже появился термин «Шок от «Покемонов». 16 декабря 1997 года после просмотра одной из серий этого аниме в больницы Японии было доставлено 685 детей с припадками, похожими на эпилептические.

– В многочисленных исследованиях среди негативных последствий влияния телевидения на детей упоминаются: снижение зрения, неврологические и соматические заболевания, отставание в психическом и физическом развитии. Как отличительные черты характера могут закрепиться патологические страхи, агрессивность, плаксивость, нарушения сна, повышенная возбудимость и многое другое.

Приведу в качестве примера один из известных экспериментов, в ходе которого дошкольникам показывали агрессивные («Бэтмен») и мирные мультфильмы по двадцать минут три раза в неделю, в течение месяца. Результаты подтвердили ожидания: дети, которые смотрели агрессивные мультики, становились непослушными и нетерпимыми к окружающим.

К сожалению, на экранах телевизоров наши дети все чаще видят не особенно качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, привидениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах наблюдается повторение сюжета: это конфликты, драки и преследование – явные или завуалированные элементы агрессивного поведения и насилия. Т.е. любимые детские герои часто силой доказывают свою правоту, а это не лучший образец для подражания.

Детские  герои часто силой доказывают свою правоту, а это не лучший образец для подражания.
Детские герои часто силой доказывают свою правоту, а это не лучший образец для подражания.

В советское время все мультфильмы проходили жесткий контроль, каждый кадр проверяли с точки зрения его воздействия на психику ребенка. Именно поэтому, на контрасте, эти мультики и персонажи совсем «другие» и маленькие дети их не воспринимают, поскольку возбуждение участков мозга происходит по другому принципу (размышление, сострадание, эмпатия).

Если бы меня попросили сформулировать советы родителям, как смотреть мультфильмы, вероятно, они бы выглядели так:

1. Совместный просмотр, хотя бы в раннем возрасте. Родителям важно научить ребенка понимать сюжет, формировать свой взгляд на происходящее на экране. Для этого нужно беседовать, обсуждать и анализировать увиденное.

Согласно официальным рекомендациям ВОЗ, детям в возрасте 2-4 лет рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше.

2. Ограничьте количество часов просмотра. Установите ограниченное время просмотра телевизора, особенно для малышей: и чем меньше оно будет – тем лучше. Обязательно следует делать перерывы. Поощряйте активные игры и прогулки на свежем воздухе, а не просмотр мультфильмов.

3. Выбирайте подходящие по возрасту или обучающие, полезные мультфильмы. Обращайте внимание на возрастные ограничения в титрах. Следите, чтобы в содержании не было поощрения агрессивного поведения, подмены нравственных ценностей.

Далеко не все, что детям показывают на экране, качественно и соответствует возрастным нормам.
Далеко не все, что детям показывают на экране, качественно и соответствует возрастным нормам.

4. Используйте приложения, которые позволяют ограничивать потенциально неприемлемое содержание. Это так называемый «родительский контроль» для обеспечения мониторинга и фильтрации нежелательного контента, особенно необходимый, если ребенок самостоятельно выходит в интернет в поисках мультфильмов.

5. Кроме того, не позволяйте ребенку есть, сидя перед телевизором – прием пищи во время просмотра телевизора формирует отклонения пищевого поведения. Это именно тот случай, когда предотвратить легче, чем потом откорректировать.

Таким образом, мультфильмы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей в зависимости от того, какой мультфильм они смотрят. Но здесь многое зависит от родителей – в наших силах уберечь детей и помочь им сделать правильный выбор.

Берегите своих детей!