Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33.
«Фонтан, попавший в объектив, не тот, около которого пушкинский самозванец с волнением в ожидании Марины Мнишек скажет: «Вот и фонтан, она сюда придет», – пишет Наум Сандомирский в книге «Отложенный портрет», изданной в 2000 году. – Нет, не придет. Как не придут и жены хана Гирея…
Другой фонтан, другое время, другие люди. Фотограф застал его в не такой частый для него момент, когда он в рабочем состоянии. Есть что показать малышам, есть на фоне чего сфотографироваться хореографическому ансамблю школы искусств.
Это и не тот фонтан, куда бросают монетки, чтобы сюда вернуться. Во-первых, для глусчан он всегда рядом и проблема возвращения не очень актуальна. Во-вторых, нынешнее поколение не совсем четко представляет себе, что это такое на фоне миллионных купюр. Мы ведь некоторое время побывали поколением миллионеров, так и не вкусив аромата богатства. Согласитесь, интересное материальное и психологическое состояние.
Да и вообще, подумает иной мужик, чего деньгами швыряться? Тем более, если совсем рядом бочка с пивом. Чем не фонтан?»
Не Бахчисарайский, но все-таки…

«…В моей родной пошехонии появился второй фонтан, – вспоминает в настоящее время писатель Наум Сандомирский. – Большинство радовалось. Но помню и более сдержанные реакции.
– Подумаешь. Долго не продержится…
Однако проще всего встать в позу дежурного скептика. Ведь это где-то в Копенгагене одним больше, одним меньше. Элементарная статистика. В нашем же провинциальном подтексте у каждого события свой коэффициент значимости. В данном конкретном случае он, может, и не зашкаливал, но объективно оставался очень высоким.
Оно и понятно. Раньше парковая территория была по преимуществу «транзитной». Во всяком случае воспринималась именно так. Через него пробегали, проходили, проносились. Какие уж там длительные «посиделки».
Теперь же совсем иная экспозиция. И именно новый объект стал явным структурообразующим элементом. Не Люксембургский сад, конечно же, но это же только старт. Традиции не рождаются сразу.
Но уже и теперь у детей не нужно ничего спрашивать. За них говорили их горящие глаза, желание ощутить на себе приятную прохладу брызг. А взрослым достаточно жить отраженной детской радостью. Что-то ностальгически трепетное чувствуют в своих душах. Разве так уж далеко ушли от детства?!
…Казалось бы, обыкновенная вода. Речка недалеко. Открой водопроводный кран и любуйся сколько душе угодно. Так не же… Вдруг нам таким вот убедительным эстетическим образом показывают: определенная масса воды, определенным же архитектурно-оптическим образом организованная может по-настоящему завораживать какой-то особой магией. Даже тебе, взрослому, при взгляде на детей, снующих вокруг фонтана с огромным водным букетом, хочется хоть на несколько мгновений ощутить себя ошалевшим от радости ребенком.
Это была действительно ландшафтная удача, а не хорошо организованные аплодисменты. Ведь и в малых величинах содержится немалый смысл. Более того, он в них как бы концентрируется. При всем при том, что так называемые «мелочи» чаще всего ускользают от нашего внимания. И зря… Нельзя игнорировать вкус от ощущения так называемых простых удовольствий.
Кстати, они тем гарантированнее, чем меньше необходимость сравнивать. Кто не едал клубнику «фламбэ», тот с удовольствием насладится ягодами с собственной грядки.
Так и с фонтанами… Ну не видел ты петергофских, римских – извлеки максимум возле, что рядом с тобой. В малых масштабах, но свое. Тут, что немаловажно, и определенный земляческо-патриотический момент.
…Фонтаны! Строения с явной сюжетообразующей составляющей.
Вот рядом с фонтаном ребенок ловит бабочку... Девушка с юношей стоят у фонтана, взявшись за руки. Плеска воды он не слышит. Все заглушает «грохот» ее ресниц...
Сидя на соседней лавочке, за траекторией воды наблюдают бабушка и внучка. Только мысли у них наверняка разные…
По субботам торжественность свадебных нарядов, фотоснимки на память. Тем более, что в нескольких шагах знакомая архитектурно-точечная Аллея Славы. Все это дает зримый намек на ансамблевость, продуманность общего замысла. Просто, скромно, но достойно. Если первый фонтан, из книги, дал ускорение, то этот прижился и стал настоящим «глусчанином».
…И несколько мыслей вдогонку
- Сидя рядом с фонтаном, испытывал море удовольствия.
- У всякого фонтана свое представление о полноводной жизни.
- Нередко в лучах фонтана квартирует солнце, рождая радугу.
- Пейзаж рождается только под нашим взглядом. В этом смысле фонтан – водяная акварель.
- Хорош фонтан с напористым характером».
Продолжение следует!
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.