Чего хочет ваш малыш. Ответы на вопросы мам, которые не знают, чем занять ребенка в возрасте до трех лет

17.0k
Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете». Фото автора и предоставлены Еленой СЫЧ.
Стоит ли покупать ребенку много игрушек? Какие игрушки самые полезные в возрасте до 3-х лет? Как сделать чудо для ребенка своими руками? Про все это читайте в новом материале рубрики «Мама в декрете».
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Большинству мам знакома ситуация: дома – гора игрушек, но они ребенку не интересны.

Елена Сыч.
Елена Сыч.

– Игрушек должно быть не очень много, чтобы ребенок мог ориентироваться в них, знать, где лежит каждая игра, чтобы потом было проще поставить ее на место, – советует педагог из Минска Елена Сыч. – Для этого организуйте отдельное место для игрушек: удобный низкий стеллаж, полочки, до которых ребенок сам сможет дотянуться. Таким образом вы будете приучать малыша к порядку и самостоятельности.

Елена руководит домашним мини-садом по системе Монтессори и сама является мамой двух дочек. Поэтому мы задали ей несколько вопросов про детские игры.

Малыш «не слушается»? Да он просто познает мир!

Возраст от 0 до 6 лет – очень важный период в жизни ребенка, говорит Елена. В это время он познает мир с помощью органов чувств, то есть, сенсорно.

– Малыш с познавательным интересом, как правило, радостный, активный, постоянно хочет то, чего нельзя, часто лезет к маме и папе, когда те заняты, упорно старается дотянуться до какой-нибудь коробочки или банки с крупой, проявляет большой интерес к новым предметам, – поясняет педагог. – Ему нравится бросать что-то на пол, передвигать крупные предметы. Родителям не нужно в этот момент говорить ребенку, что он непослушный или глупый, ведь это естественный физиологический процесс. Например, когда ребенок бросает разные предметы, он исследует звуки от ударов, когда тянет все в рот, то изучает вкусы и запахи. Маленькие ручки – это внешний мозг ребенка.

А вы как играете?
Татьяна Г., многодетная мама:
– Мы рисуем, по запросу детей делаю распечатки, как пошагово нарисовать что-то. Лепим из пластилина. У нас книга есть, там можно подсмотреть идеи. Все это не по возрасту, а по желанию. Песочница на даче очень спасает.

Важно успеть максимально развить сенсорные центры мозга до 6 лет.

– Какие игрушки предпочтительнее для ребенка такого возраста?

– Выбирая ту или иную игру для ребенка от 0 до 3 лет, важно понимать, какую пользу она будет нести ребенку, – говорит Елена. – Например, крупную моторику малыш хорошо разовьет на специальных спортивных комплексах. Для развития мелкой моторики есть пальчиковые игры, лепка теста, шнуровки, нанизывания, игры с водой, крупами, рисование на манке или песке.

Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка, быть реалистичными (так как у малыша формируется картина мира, и не нужно ее искажать), быть из натуральных материалов – дерева, глины, тканей, фарфора. Во-первых, так ребенок с детства будет приучаться к эстетике, а во-вторых, считается, что импульс от прикосновения к природным материалам намного сильнее и продолжительнее, чем от пластика, и мозг ребенка будет активнее реагировать. Ну и, в-третьих, если вы понаблюдаете за двух-трехлетними детьми, один из которых играет с пластмассовой посудой, а другой – с деревянной или фарфоровой, то увидите, как пластик часто роняется, разбрасывается, а вот предметы из дерева, стекла, глины очень бережно детки несут, переставляют, тем самым оттачивая свою координацию движений.

А вы как играете?
Екатерина Ш., мама 2-летнего малыша:
– Пальчики считаем, зарядку делаем, очень танцы любим! И игрушки-«развивашки», например, сортеры разные.

Игры для непосед и «тихоней»

– А если малыш – непоседа, как его удержать?

– Для ребенка от 1 до 3-х лет это нормально – он активно осваивает движения, развивает свой вестибулярный аппарат, гибкость. такому активному малышу нужно обеспечить соответствующие условия:

  • комплекс для лазания с горкой и шведской стенкой. Лучше всего использовать деревянный, его поверхность не электризуется.
  • Шариковый сухой бассейн, неглубокий, чтобы ребенок имел возможность почувствовать твердую опору под ногами.
  • Следы и ладошки: можно выкладывать дорожки для ходьбы или ползания.
  • Сенсорные дорожки – их можно сшить самим в виде мешочков, заполненных разными натуральными наполнителями: крупами, каштанами, желудями, камешками.
  • Большие мячи для массажа и прыгания.
  • Мячики, подвешенные к потолку на веревке или резинке.
  • Мягкие модули-кубики.

– Малыш, наконец, успокоился, притих в своем уголке... Чем его занять в это время?

– Играми, развивающими мелкую моторику пальцев. Детям до 3-х лет будут полезны:

  • мелкая мозаика,
  • деревянные фрукты на липучках (для резания),
  • нанизывание на шнурок,
  • раскладывание крупных бусин пинцетом,
  • собирание матрешек,
  • вкладыши геометрических фигур,
  • пирамидки,
  • юла,
  • простые пазлы с образцами картинок,
  • лото соответствия,
  • мешочки с предметами для ощупывания,
  • набор парных предметов, отличающихся по величине,
  • модуль с прорезями для развития запястья.

Сенсорные книжки тоже нравятся деткам, им интересно ощупывать разную поверхность и текстуру материала. Некоторые мамы сами шьют такие книги.

Увлекают малыша и игры, сделанные по принципу копилки: в маленькое отверстие или прорезь бросается предмет. Можно в крышке большой прозрачной банки прорезать отверстие, а ребенку дать цветные картонные полоски, чтобы он их просовывал в банку.

Практически всю работу по дому ребенок может делать вместе с мамой

– Правда ли, что игрушки могут помочь воспитать в ребенке даже стремление к порядку?

А вы как играете?
Елена Ф., мама полугодовалой девочки:
– Вот игра для деток: в глубокую посудину всыпать любую крупу и в ней искать любимые игрушки. Думаю, и моей бы доче понравилось, но я не решаюсь пока, ведь все будет во рту.

– Основной способ упорядочить сенсорные впечатления, которым пользуется ребенок – это подбор пары по принципу совпадения признака и построения ряда по выраженности признака. Понаблюдайте за детьми, и вы заметите, как они пытаются придать миру упорядоченное состояние: выложить камушки от большого к маленькому, на кухне обожают подбирать крышки к кастрюлям, машинки делят на красные и зеленые, с большими колесами и маленькими. Именно поэтому малышам так нравится играть в различные сортировки из природных материалов: каштанов, макарон и т.п.

– А «помогать» маме на кухне малыш может?

– Кухня для малыша вообще является самым привлекательным местом в доме: разные баночки, бутылочки, коробочки, дверцы... По себе знаю, что часто в декретном отпуске возникает дилемма: сделать дела по дому или позаниматься с ребенком? Вот здесь отлично помогает методика Монтессори, которая ориентирована на самостоятельность ребенка, максимальное включение его в социально-бытовую жизнь семьи. Практически всю работу по дому двух-трехлетний ребенок может делать вместе с мамой: поливать цветы и протирать с них пыль, помыть стол, стул, в тазике вымыть свои игрушки щеткой, постирать носочки или одежку куклы, потом с помощью прищепок повесить ее сушиться. Огромную радость малышам доставляет кулинария: позвольте ребенку взбить венчиком яйца, столовым ножом порезать бананы или вареные овощи, с помощью формочек вырезать печенье.

– А если малыш еще слишком мал, чтобы помогать, чем его занять?

– На этот случай есть такие увлекательные игры:

  • сортировка черной и белой фасоли из одной емкости в две маленькие,
  • пересыпание крупы из кувшинчика в кувшинчик,
  • пересыпание ложкой из одной мисочки в другую,
  • просеивание муки или манки через сито,
  • поиск мелких предметов в миске с пшеном или гречкой,
  • перекладывание ложкой/щипцами каштанов/косточек авокадо из одной емкости в другую,
  • перемалывание кофейных зерен в механической кофемолке (шарманке),
  • рисование на темном подносе с манкой.

Папа, помоги мне сделать это самому

– Стоит ли позволять малышам играть с водой?

– Игры с водой являются фаворитами многих ребятишек. Помимо развития мелкой моторики, такие игры производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают ребенка. Вот лишь некоторые занятия, которые привлекут малыша:

  • переливание из одного сосуда в другой,
  • переливание воды с помощью груши, большой пипетки, губки, половника,
  • вылавливание плавающих предметов ситом,
  • приклеивание к стене мокрых плоских фигур,
  • выдувание воздуха через трубочку,
  • вытирание пола и стола,
  • сбивание мыла и воды до пены венчиком.
Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay
Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay

– Многие малыши «лезут под руку» папе во время работы с инструментами, как правильнее реагировать?

– Нужно непременно предоставить малышу возможность поучаствовать, разумеется, под вашим руководством. Если вы живете в частном доме, то обязательно сделайте уголок-мастерскую на улице, где ребенок может что-то мастерить под вашим присмотром с маленьким молоточком, забивать гвозди, плести забор из лозы и многое другое. Привлечение к труду с детства позволит ребенку стать уверенным в себе, смелым, инициативным. Дети будут реже скучать, наоборот, у них всегда будет много интересных дел, они будут знать, чем себя занять, смогут играть одни какое-то время, что очень важно.

Кстати, девиз методики Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому».

Из опыта автора – идеи на каждый день

Вот несколько идей, как увлечь ребенка, от автора, тоже мамы двоих детей.

Игры с песком. Если вам не лень убирать за любимым чадом, прекрасной находкой станет тактильная коробка: заполните емкость манной крупой или пшеном. Туда же положите каштаны, крупные макароны или фасолины, мелкие игрушки, например, из киндер-сюрпризов. Можно предложить ребенку баночки, маленький совочек или ложку. Можно рисовать на поверхности крупы, раскладывать находки по баночкам, пересыпать содержимое ложкой. Оптимально заниматься либо в стульчике, либо на расстеленной клеенке, чтобы проще было убирать. Важно! Играть ребенок должен только под присмотром взрослого.

Игры с водой. Самый простой вариант, способный подарить маме 10-15 минут на готовку или мытье посуды – усадить малыша в стульчик для кормления, налить на столик немного теплой воды, дать пару игрушек и ложечку. После бурных водных игр потребуется переодеть ребенка и вытереть все следы вокруг.

Вариант более основательный – наполнить таз теплой водой (идеально: на клеенке или плиточном полу) и набросать туда игрушек. Предложить ему сачок и под присмотром позволить развлекаться.

Третий вариант: в большую пластиковую бутыль набрать немного жидкости и дать игрушки, которые можно бросать через горлышко. Кстати, «на ура» идет и вариант этой игры без воды.

Пена. Взбить детскую пенку или шампунь в ванной и переложить получившуюся белую «шапку» в тазик. Туда же можно забросить несколько маленьких игрушек. Восторг гарантирован.

Игры с тестом. Наверное, всем известен рецепт соленого теста для лепки: мука и соль 1:1, немного воды и пару капель подсолнечного масла. Иногда – несколько капель пищевого красителя или гуаши. Здесь – просто полет фантазии: можно катать шарики, колбаски, делать лепешки. А если подобрать небольшие рельефные предметы – можно делать отпечатки разной формы. Можно формировать кирпичики и строить стену. Если подсушить изделие в духовке – оно еще и сохранится надолго.

Бизиборды. Это такие полезные доски, на которые крепится все, что малыша привлекает: выключатели, кнопки, шнурки, счеты, дверные ручки и защелки. В интернете можно найти сотни вариантов. Сделать его может даже дилетант, а ребенку будет интересно. Тем более, что не каждый готов отдать за готовую игрушку рублей 100.

Рисование. На помощь годовалому малышу приходит магнитная доска для рисования – вот увидите, очень понравится! Рисовать мелками с мамой на асфальте тоже очень увлекательно. И, конечно, пальчиковые краски. Здесь стоит пол застрелить клеенкой и надеть на малыша одежку, которую не жаль испачкать.

Рисовать мелками с мамой на асфальте тоже очень увлекательно.
Рисовать мелками с мамой на асфальте тоже очень увлекательно.

Крышки. Предложите малышу набор бутылочек с разными крышками, разумеется, под присмотром мамы. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики. А можно прикрутить горлышки от пластиковых бутылок на подходящую досочку – и тренажер готов.

Мячики. Ими могут стать, скажем, крупные шарики от дезодоранта, клубки ниток, несильно надутый шарик. Можно забрасывать мяч в коробку или таз, прятать и искать, догонять и приносить маме, вращать на месте вокруг своей оси, спускать с импровизированных горок – фантазия безгранична.

Коробки. Маленькие коробочки можно использовать, чтобы спрятать там небольшие игрушки, можно вкладывать их друг в друга, можно играть в «наперстки» – пусть малыш угадывает, где игрушка. В большой коробке можно кататься с помощью родителей, можно прятаться. А если прорезать отверстия, получится этакий сортер – туда можно проталкивать разные предметы. В ну очень большой коробке можно устроить сказочный домик с помощью одеяла и подушек, а если еще в крыше сделать отверстия и вставить огоньки гирлянды – интересно будет полежать и перед сном послушать сказку.

Магниты. Помимо всем известных магнитных азбук, вполне подойдут любые мягкие магниты – можно вешать их и снимать, искать металлические поверхности в доме (например, некоторые кастрюли – это удивит малыша). На дверце холодильника можно с помощью узкого декоративного скотча изобразить три домика, в которые будут «прятаться» магниты.

Сумка или рюкзачок с ненужными вещами. Желательно, чтобы было побольше полурасстегнутых молний и кармашков, а внутри лежало много интересного: баночек, коробочек, брелков, небольших подзабытых игрушек, старый кошелек с карточками, связка ключей и тому подобное. Остается бурно восхищаться находкам вместе с ребенком.

Прищепки. Можно снимать и вешать на сушилку под присмотром мамы – тренирует мелкую моторику. Искать по квартире и собирать в ведерко. Прикреплять к заготовленным заранее картонным контурам и получать фигурки солнышка, ежика, цветочка, динозавра и т.п. Прикреплять к покрывалу с длинным ворсом или к подушке, соединять между собой.

Ну, а если у вас есть склонность к творчеству и немного времени, можно сделать интересные самодельные игрушки из катушек от ниток, пробок, втулок от бумажных полотенец, лоскутков и картона: на фото в этом материале есть некоторые варианты.

Уважаемые мамы! Поделиться своими способами увлечь ребенка вы можете на редакционный адрес: red-vb@yandex.ru