«На магазин понадеешься…»
Лидия Васильевна, 68 лет, пенсионерка:
– Уже второй год будем без яблок, груш и вишен, потому что весь наш сад погиб от заморозков. У нас дача в Сидоровичах – близко от Могилева, ездим и на день, и на два, если надо. Но сад не спасли. Так обидно: такие деревья уже хорошие – мы обновили сад лет пять тому, столько сил потрачено, а результата нет. А так яблони цвели – просто глаз невозможно было отвести! Душа пела! А что теперь? Муж и костры разводил, и невысокие деревья укрывал, и по всему саду ведра с водой расставлял каждую ночь... Цветы на деревьях стали коричневыми и опали. Муж так расстроился – ночь не спал. Успокаиваю его: будут помидоры, перцы, огурцы. Так и с ними еще не ясно, что будет. Рассада вытянулась, уже давно хочет в землю, а утренние заморозки не прекращаются. Посадили мы десять штук помидоров в парнике – они смерзли. Остальные на балконе – ждем, когда потеплеет.
Если честно, устала уже, сил не хватает на дачу, на огород. Хотели в прошлом году только грядки делать, а картошку купить. Так на магазин понадеешься – голодным останешься: картошка сейчас по 3-4 рубля, как и лук. С такими ценами как пенсионеру жить? Вот и сажаем опять и картошку, и помидоры, и фасоль.
«Сам во всем виноват»
Владимир Леонидович, 59 лет, на пенсии по инвалидности (на костылях):
– Дождался тепла, зелени, выхожу на улицу, гуляю по городу. Я, когда и здоров был, не любил сидеть в квартире. Ногу ампутировали, потому что курил много. Говорили врачи, чтобы бросил, что вредно, но я не верил – все ж вокруг курят. И случился никотиновый тромбоз – нога за несколько дней стала черной. Ампутировали выше колена и переливание крови делали – несколько дней в реанимации лежал. Думал: все, добегался. Спасли. Вот немного оклемался – и вновь стал в строй. Я и в магазин хожу, и в автобусах езжу. Есть и протез, но с ним неудобно, мне с костылями сподручней. Уже привык на трех ногах (смеется) и беспомощным себя не чувствую. Сам, кому надо, помогу. Я на жизнь не жалуюсь – сам во всем виноват. Поздно, правда, все понял. Но раз еще живу, еще хожу, значит, дали мне второй шанс.
«Пока не могу привыкнуть»
Светлана Валентиновна, 58 лет, пенсионерка:
– На пенсии я только второй месяц. Всю жизнь проработала на крупном химпредприятии Могилева. Родом я из Осиповичского района. В Могилев приехала и поступила в училище после десяти классов, потом заочно техникум окончила, а следом – и технологический институт. Работала помощником мастера, мастером, технологом, начальником отдела. Вышла замуж, родила сына. Больше 20-ти лет прожили в ведомственном общежитии, а бесплатную квартиру, ради которой и переехала в город жить, так и не получила. Уже в начале 2000-х построила моя семья двухкомнатную квартиру, кооперативную. За кредит 20 лет рассчитывались.
Теперь пенсионерка – пока не могу привыкнуть, что я человек свободный, принадлежу только себе. И немного даже грустно, на душе камень. Надеюсь, что эта хандра временная. Работать не планирую. Хочу серьезно заняться своим здоровьем. И немного поездить хотя бы по своей стране – всегда любила путешествовать, но не было ни времени, ни денег. Сейчас уже время есть, осталось только денег накопить.
Дачей никогда не увлекалась, ее никогда у меня не было. По молодости ездили к родителям мужа в деревню с огородами помогать, а когда они ушли из жизни, дом достался старшему брату. Мы планировали построить в Могилеве свой дом, даже денег немного скопили, но муж тяжело заболел, и от этих планов пришлось отказаться.
Муж семь лет назад умер. Сын взрослый уже, у него своя жизнь. Созваниваемся, можем больше часа разговаривать. Но даже по выходным проводить время вместе пока нет возможности. Точнее, не было. Может, теперь я стану настоящей бабушкой? У меня две внучки. Буду водить их в школу, на кружки, на прогулки.
Теперь у меня совсем другая жизнь, много планов, не знаю, правда, на каком из них стоило бы остановиться…