Вероятно, многим, чтобы решиться, нужен какой-то более весомый аргумент, нежели гипотетическая опасность заболеть «короной». Например, недавно автор этих строк стала невольной свидетельницей разговора двух женщин в троллейбусе. «Вас на работе прививку делать не заставляют?» – спрашивала одна у другой. «Нет пока». – «А вот я слышала, что на... (далее называлось бобруйское предприятие) всем, кто привился, по 100 рублей выплачивают»...
Мы решили узнать из первых уст, какие меры стимулирования применяют в Бобруйске, чтобы заставить людей сделать прививку.
Валерий Мазуренко, и. о. главного инженера Бобруйского троллейбусного парка:
– У нас вакцинация проходит на добровольной основе, никто никого не заставляет. И доплат за это никаких не предусмотрено: мы – дотационное предприятие, к тому же вакцинация нужна самим людям. Вся информация у нас размещена на стендах, приезжают медработники, проводят разъяснительные беседы, о том, как больные находятся под аппаратами ИВЛ… Это на многих действует. С августа по октябрь вакцинировались более половины наших работников. А в администрации – все, без исключения. Причем, работники поликлиники делают прививки желающим прямо на месте. Как собирается человек десять желающих, так звоним в поликлинику.
Егор Кундиков, зам. начальника Бобруйского межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз:
– У нас против ковида привились все, кто не имеет противопоказаний и кто не переболел недавно – это около 80 процентов всех сотрудников. Никакого материального стимулирования либо принуждения для этого не предпринималось. Только убеждение.
В прошлом году практически все работники и сотрудники отдела переболели и знают не понаслышке, каково это, поэтому не хотят повторения болезни. И мы, как эксперты, порой видим, что люди с хроническими заболеваниями умирают от COVID-19. Это страшно.
Мы заключили договор с поликлиникой №3, медработник приезжал в наш отдел и вакцинировал. Таким образом, мы практически не отрывались от работы. Сам я прививался чуть раньше в «морзоновке» и столкнулся с тем, что пришлось посидеть в очереди. Лично я перенес прививку легко, как и все мои коллеги. Что касается вакцины, кто-то привился китайской, кто-то – российской.
Алексей Иванов, зам. генерального директора по энерго- и ресурсосбережению, строительным работам и охране труда, главный инженер ОАО УКХ «Бобруйскагромаш»:
– На сегодня (11 ноября – авт.) у нас на предприятии привито около 50% работающих. Главное – разъяснительная работа. С коллективом предприятия встречались депутат Палаты представителей Национального собрания и бывший главврач Бобруйской центральной больницы Владимир Гацко, нынешний главврач БЦБ Оксана Крупенич, постоянно приходят представители поликлиники №7. Они рассказывают, из чего состоит вакцина, как она действует на организм, почему лучше привиться. Мнение таких авторитетных специалистов, конечно, влияет на людей.
Теймураз Бочоришвили, директор ОАО «Славянка»:
– По согласованию с профкомом мы выплачиваем базовую величину привившимся (29 руб. – авт.). Кроме того, всем работникам была оказана материальная помощь в размере 30 рублей на период четвертой волны заболевания. На фабрике вакцинация добровольная, на сегодня привились около 30% работников. Но есть такие, кому привика противопоказана, поэтому процесс это не быстрый. Есть те, кто хотел бы привиться непременно китайской вакциной, и ждут ее поступления. Сам я сделал прививку вместе с другими руководителями из нашей ассоциации промышленников и предпринимателей. Сомнения у меня самого по поводу вакцинации были до самого последнего дня, но понятно, что другой альтернативы защититься пока нет. Прививку перенес легко.
Инна Зубович, главный врач санатория «Шинник»:
– В нашем коллективе из 124 человек вакцинировались 90, то есть, около 85%. Прививались на выбор российским «Спутником V» или китайской Vero Cell. После вакцинации мы предоставляем один выходной день с сохранением заработной платы. Но никто никого не заставляет. Я просто собрала весь коллектив на собрание, объяснила. Сейчас каждый разумный человек понимает, что меры профилактики необходимы, так как новый штамм «дельта» очень агрессивен, болеют даже дети и подростки. Все у нас перенесли вакцинацию нормально, только в первый день у некоторых температура поднималась. Да, можно заболеть и после прививки, но болезнь тогда протекает в более легкой форме, это я испытала на себе.
Андрей Партянков, генеральный директор ОАО «ФанДОК»:
– Около 47% наших работников уже привиты. Какие-то меры стимулирования мы не применяем. Странно человеку доплачивать за то, чтобы он заботился о собственном здоровье! Разъяснительные беседы проводим, да. Как правило, те люди, которые переболели, становятся сторонниками вакцинации, потому что знают, каково это – болеть. Я сам привился еще в июне, никаких сомнений у меня не было после того, как переболел… желания пережить это снова нет.
Николай Гращенков, зам. директора по идеологической и кадровой работе, социальным и общим вопросам ОАО «Красный пищевик»:
– У нас вакцинировались примерно 65% работников от того числа, которые могут это сделать. Денег тем, кто сделал прививку, за это не платим. Но коллективным договором предусмотрен один выходной день после первой или второй прививки с сохранением зарплаты, чтобы человек мог «отлежаться». Ведь многие после вакцинации чувствуют себя неважно, знаю это по себе. Заставлять никого не заставляем, это добровольное решение каждого, но убеждаем. Плохо понимаю тех людей, кто говорит: «Я не хочу вакцинироваться», «Я имею право не вакцинироваться». Да, имеешь. Но, не думаешь о себе, так хоть об окружающих подумай!