Официально рабочий день водителя мусоровоза начинается в 8 утра. Но на базу лучше приехать раньше, за полчаса, говорит водитель Олег Вербицкий:
– Пока пройдешь медосмотр, пока получишь производственное задание (маршрут с адресами)...
Олег трудится на «Спецавтопредприятии» уже восемь лет. Говорит, что ему нравится, и менять работу он не собирается:
– Работаешь и понимаешь, что делаешь город чище. Нужное дело.
Мусоровоз, на котором работает Олег – «МАЗ» с задней загрузкой, он забирает с контейнерных площадок вторичные материальные ресурсы (пластик, бумагу, стекло). Затем их увозят на «Спецавтопредприятие», где сортируют, а после отправляют предприятиям-переработчикам.
Смешанные бытовые отходы везут на полигон «Бабино», где они также подлежат сортировке.
Забрав отходы с площадки, водитель мусоровоза обязан также убрать просыпавшийся мусор и... сделать фото (для контроля качества работы), и можно ехать дальше.
Успеть вывезти мусор за день нужно со всех адресов, указанных в маршруте, откладывать на завтра работу нельзя – завтра будет новое задание и новые адреса. Мусоровозы, кстати, оснащены GPS-навигаторами: на предприятии в любой момент могут видеть их местонахождение.
Работа на мусоровозе хоть и очень нужная, но не самая простая. Но самым тяжелым для себя водитель мусоровоза называет маневрирование во дворах, особенно, когда проезду мешают легковые авто.
– Бывает, ставят машины прямо на контейнерной площадке. И нам с нашим «МАЗом» не повернуться. Если проехать невозможно – сообщаем диспетчеру. А он уже вызывает ГАИ. Иногда владельца удается найти за минуты, а иногда приходится уезжать и возвращаться на площадку через несколько часов.
Вот и в день нашего репортажа у контейнерной площадки во дворе дома №39 на ул. М. Горького у самого въезда на площадку стояла чья-та «Тойота». В этот раз обошлось без вызова инспектора – мусоровоз смог-таки подъехать к контейнерам, хоть и совсем вплотную.
Но для того, чтобы маневрировать во дворах на такой крупногабаритной машине высотой почти 4 метра, нужен большой опыт.
Выходных и праздников для мусоровоза нет
Ежедневно собирать мусор по городу со «Спецавтопредприятия» выезжает около 45 машин с водителями и около 20 грузчиков.
Водитель мусоровоза, который ездит по частному сектору, всегда с напарником-грузчиком. По многоэтажной застройке работает как один, так и с напарником.
Тем, кто направится в многоэтажную застройку, нужно обслужить 358 контейнерных площадок – это только благоустроенный жилищный фонд.
Мусор вывозят ежедневно – выходных и праздников не предусмотрено, водители работают по графику «2 дня через 2».
Несколько иначе устроена работа тех, кто убирает частный сектор. Там контейнерных площадок нет, поэтому нужно подъехать к каждому дому и высыпать содержимое специального контейнера в машину.
Раньше хозяева домов выставляли мусор на улицы в своей собственной таре (какая у кого была) или просто в пакетах. Это часто приводило к тому, что пакеты разрывали собаки, птицы, и мусор лежал по всей улице. Эту проблему на «Спецавтопредприятии» решают: жителям частного сектора выдают специальные пластиковые контейнеры объемом 120 литров. Один – для твердых коммунальных отходов, другой – для смешанных вторичных материальных ресурсов (ВМР).
Уже выдано 6 425 контейнеров для коммунальных отходов и 4 211 контейнеров для ВМР. Это, конечно, далеко не весь частный сектор Бобруйска, но работа продолжается.
32 года – на «ГАЗе», шесть лет – на «МАЗе»
В день подготовки репортажа в частном секторе в центральной части города контейнеры на «МАЗе» вместе со своим напарником забирал Григорий Иванов. Вообще, в обязанности водителя не входит опустошение контейнеров, но Григорий Ерастович всегда помогает своим грузчикам. На «Спецавтопредприятии» мужчина работает уже 38 лет.
– Как в молодости после армии пришел, так тут и остался, – говорит он. – 32 года проработал на самосвале «ГАЗ», сейчас – на «МАЗе».
Работа для мужчины знакомая и привычная. Разве что доставляет хлопот необходимость все того же маневрирования в ограниченном пространстве. Еще в частном секторе Бобруйска много зелени, иногда она тоже мешает водителям мусоровоза, и приходится просить жильцов, чтобы подрезали. И нужно быть аккуратным с проводами – не задеть и не порвать.
– Ну работаешь и работаешь, – так Григорий Ерастович отзывается о своей работе. – Как у себя дома уже, все знаешь. И, как у себя дома, порядок наводишь, чтобы чисто было.
В частном секторе заметно, насколько важна в работе водителя и грузчика оперативность – на узких улицах с габаритным «МАЗом» не разъехаться, поэтому высыпать содержимое контейнеров нужно быстро, чтобы не создавать заторов.
Сколько мусорит город?
В среднем один водитель 3-4 раза за смену заезжает на полигон «Бабино», а всего за день из города вывозят около 1 300 кубометров мусора.
Чтобы было понятно, сравним этот объем, к примеру, с бассейном (расчет, конечно, условный, так как плотность воды и мусора разные). Так вот, 1 300 кубометров – это почти как бассейн длиной 50 метров, шириной 20 метров и глубиной 1,3 метра.
В пересчете на душу населения (исходя из цифры в 212 тысяч человек) – около 6 литров мусора в день собирает каждый житель города.
По словам начальника участка санитарной очистки Татьяны Некрашевич, в последние годы бобруйчане стали более ответственно относиться к раздельному сбору отходов.
Над повышением экологической грамотности горожан работают и на предприятии: размещают информацию о раздельном сборе в СМИ и на собственном сайте, а на контейнерных площадках вывешивают информационные таблички о том, какие отходы нужно класть в какой контейнер.
Люди по ошибке выбрасывают документы и деньги
Случаются в работе мусоросборщиков и комичные ситуации. В основном они связаны с тем, что люди выбрасывают что-то по ошибке.
– Звонят с просьбой помочь в поиске случайно выброшенных документов, денег, ценных предметов. Однажды обратилась женщина-риелтор, которая случайно выбросила в мусор сумочку с ключами от нескольких квартир. Учитывая огромное количество отходов, отыскать выброшенное всегда очень сложно, – рассказывает Татьяна Некрашевич. – Диспетчер может предоставить информацию о том, какой именно водитель работал, и дать его номер телефона. Искать, скорее всего, придется уже на полигоне отходов в Бабино. Но найти возможно только в течение кратчайшего времени: пока отходы будут на сортировке в Бабино. Позже – это иголка в стогу сена.
Так что, на всякий пожарный, телефон диспетчерской «Спецавтопредприятия»: (225) 59-79-95.