Все ученики Родиона Синицына имеют инвалидность. На сегодняшний день из 35 детей, с которыми он занимается, 20 – с диагнозом ДЦП.
Синицын занимается с ними по собственной авторской методике, которую разработал на основе своего опыта и опыта специалистов в плавании и медицине.
В своих занятиях Родион Петрович применяет простые приспособления – трубу ПВХ с протянутой через нее веревкой, аквапалку, которую используют в аквааэробике, и скотч. По его словам, его методика основана, прежде всего, на принудительном сопровождении ребенка в воде.
– Я тягаю детей месяц-два, пока они из вертикального положения не «горизонтализуются», – поясняет Синицын. – Потому что вестибулярный аппарат у многих, особенно с ДЦП, не дает возможности им лечь в той среде, в которой им некомфортно. Конечности у многих не слушаются: у кого-то нога поражена от колена, у кого-то – стопа. Здесь принцип, как в медицине при переломах конечности: тот отдел, который переломан, нужно зафиксировать с двумя соседними. Я взял трубу, сделал шинки, фиксирую где-то ноги, где-то корпус или бедра, голени. Затем грузики подвешиваю и использую принцип протяжки по воде на поводке. Сначала ребенок кричит, ему страшно. Потом учится лежать на воде и плавать. Для тех, кто уже поплыл, у меня есть авторские упражнения, которые увеличивают нагрузку на мышцы. Как правило, с начала занятий до того момента, как ребенок начинает плавать, проходит около двух месяцев.
Основная часть родителей приводит своих детей к Родиону Синицыну для того, чтобы оздоровить их. Но тренер сразу говорит, что работать они будут на результат, и его главная цель – подготовка детей к чемпионату. Если родителей не устраивает такая постановка вопроса, по его словам, он с ними прощается.
– Мне купаться тут не нужно, – поясняет Синицын. – Есть инструкторы ЛФК, они пусть просто оздоравливают. У меня же все направлено на результат, на то, чтобы они меня сделали известным (улыбается). Такой подход меня и детей стимулирует. Я сразу по глазам ребенка вижу, интересно ему это или нет. Если он смотрит на меня, и блеск в глазах, значит, я ему нужен, и он мне нужен. Если родители мешают, я им прямо говорю: вы для меня – не больше, чем средство доставки, а я буду разговаривать с ребенком. А детям говорю так: без меня вы на пенсию пойдете, и о вас никто не узнает, а со мной через два года о вас узнает вся страна. Оздоровление – это уже сопутствующий фактор.
Такая воспитательная методика дает свои плоды. За шесть лет работы с детьми-инвалидами ученики Родиона Синицына 27 раз становились призерами и победителями открытого чемпионата Беларуси среди инвалидов опорно-двигательного аппарата. А недавно, впервые в истории Бобруйска, спортивная школа, в штате которой работает Родион Петрович, выставляла свою команду в спартакиаде слабослышащей молодежи, проходившей в Гомеле. Раньше его воспитанники участвовали только в соревнованиях от общества глухих.
Как все начиналось
До 40 лет Родион Синицын даже не предполагал, что будет заниматься всем этим. По первому своему образованию мужчина – инженер-механик. После окончания Витебского технологического университета шесть лет работал на трикотажной фабрике, где внес девять рацпредложений, в том числе три авторские.
Затем работал мастером производственного обучения в машиностроительном колледже, там же начал преподавать психологию и допризывную подготовку, а для этого понадобилось получить второе высшее образование – преподаватель профтехдисциплин.
Во время учебы в колледже занимался комплектованием команд на различные мероприятия, в том числе спортивные, и понял, что ему не хватает знаний в области физкультуры. Так в 39 лет поступил в институт физкультуры и получил третье высшее образование по специальности «преподаватель физкультуры в учреждениях образования».
Продолжал работать в колледже, водил детей на занятия в бассейн «Лесной». В 2012 году там появилась вакансия инструктора по плаванию, и Родиона Синицына пригласили ее занять.
– А потом появились дети-инвалиды, которых, оказывается, тоже приводят в бассейн, – вспоминает Родион Петрович. – Им доктор говорит: вам с вашим заболеванием нужен бассейн. Они приходят и просят инструктора им помочь. Все, что я мог – взять человека и опустить в воду, а что с ним дальше делать, не знал. Тут в ход пошло самообразование. Очень много мне дало общение со старшим тренером национальной сборной команды паралимпийцев Геннадием Алексеевичем Вишняковым, который привозил к нам спортсменов на сборы. В свободное время он безвозмездно занимался с нашими детьми-инвалидами. Что-то пошепчет им, и они плывут. Именно тогда я понял, что необходимо дальше повышать свой уровень.
От «шарлатан» до «как же мы не знали этого раньше?!»
К слову, прямо сейчас Родион Синицын получает еще одну специальность – «тренер по плаванию» в Полесском государственном университете.
Собеседник признается, что вплоть до прошлого года в медицинских кругах его не признавали:
– Каждый медик в городе меня знал, и все говорили – «шарлатан». Сейчас многие сами советуют родителям приводить детей с инвалидностью ко мне на занятия. Мы прошли этапы от отрицания до «может быть, в этом что-то есть» и «как же мы не знали этого раньше?!». Иногда случается, что ребенок с родителями приходит к своему участковому за справкой о том, что он годен к инваспорту, а ему ее не дают. Тогда с ними иду я. Не дает участковый врач, идем к заведующему, нет – тогда к врачу-ортопеду или реабилитологу. Были люди, которые пугали: мы тебя лишим всего, которые ждали, когда на тренировках станет кому-нибудь плохо. Были родители, которые говорили, что я хочу их ребенка «угробить». Я сначала все это очень тяжело переживал. Потом понял, что такое неизбежно в любом новом деле, которое многие еще не готовы принять. Ободряет то, что я вижу положительные результаты в оздоровлении и в спорте у своих воспитанников и слышу от большинства родителей слова благодарности.
В этом году группа тренеров участвовала в разработке программы для параолимпийского плавания. Ее автором является старший тренер параолимпийской сборной по плаванию Геннадий Вишняков, а Родион Синицын стал соавтором. Бобруйский тренер изложил в программе 20 начальных уроков по плаванию для лиц, пораженных ДЦП.
Родион Синицын мечтает открыть в Бобруйске областной центр паралимпийской (для людей с ограниченными возможностями) и дефлимпийской (для людей с нарушением слуха) подготовки. Планирует, что в нем будут работать он, его воспитанники и сыновья. Кстати, старший сын Родиона – Кирилл уже работает тренером по плаванию в филиале единоборств на Островского, тренирует как здоровых детей, так и с ограниченными возможностями. Младший сын Никита окончил медколледж, работает фельдшером здравпункта на ОАО «Белшина», ожидает призыва в армию.
«У нас веселый тренер, с ним не скучно!»
Кристина Ещик занимается у Родиона Синицына около трех лет, сейчас ей 14. У девочки с рождения недоразвитие левой кисти – на ней отсутствует несколько пальцев.
– Когда мне было 11 лет, врач подсказал, что есть такая группа в бассейне, и, возможно, мне удастся с помощью плавания восстановить работу кисти, – рассказывает девочка. – Мы с мамой пришли сюда, мне понравилось. Сначала я тренировалась раз в неделю, потом стала ходить в бассейн чаще. Изначально я хотела просто развить кисть, а потом захотелось добиваться спортивных результатов. В 2020 году на чемпионате республики я завоевала семь медалей! А моя левая рука заметно укрепилась, она по силе уже почти сравнялась с правой. А еще у нас веселый тренер, с ним не скучно на тренировках!
Григорий и Юлия Долгие около трех лет приводят на тренировки своего сына Максима, сейчас парню 17. У Максима ДЦП. По словам родителей, даже врачи удивляются, каких успехов достиг их сын при таком заболевании.
– Три года назад мы поняли, что сын любит плавать, да и врачи говорили, что плавание очень хорошо при его диагнозе, – рассказывают родители. – Сначала Максим ничего не умел, а уже через несколько занятий поплыл, и мы заметили результат: спина стала укрепляться, мышцы подкачиваться. Со временем сын даже начал выступать на соревнованиях, у него были второе и третье места на городских и национальных стартах. А главное – он стал себя лучше чувствовать.
15-летний Влад Гилевский занимается у Родиона Синицына четыре года. У мальчика ДЦП. Еще несколько лет назад он даже не мог пройти больше 50 метров, тело уставало. Сейчас Влад самостоятельно проходит, по его словам, километры, а в бассейне чувствует себя, как рыба в воде.
– В 2016-м мама узнала от знакомой о том, что есть такая группа, – рассказывает он. – Сначала я хотел просто научиться плавать и даже не думал, что чего-то достигну. Со временем тренер стал предлагать мне более сложные упражнения, у меня получилось, и появился интерес стремиться к большему. На национальных соревнованиях я уже четыре раза занимал призовые места. И, конечно, чувствую себя гораздо лучше.