На создание плота Николая вдохновила жена Светлана, она же подарила мужу на юбилей «первый взнос», тысячу долларов, которые были потрачены на плот. Судно Николай назвал в ее честь, теперь на борту красуется надпись «Светлячок».
Николай работал над этой конструкцией с 23 января. Разрабатывал чертежи, изучал матчасть в интернете. Опыта конструирования плотов у него не было, зато было «пять лет физмата», которые, очевидно, не прошли даром. По институтской специальности Николай – инженер-механик автомобильного транспорта.
Плот получился весом в полторы тонны и грузоподъемностью, по расчетам, в восемь тонн. Длина – 13 метров, площадь – 50 «квадратов».
Конструкция мобильная – в собранном виде Николай транспортирует плот в прицепе машины. Перед спуском на воду его собирали всей компанией в течение шести часов.
Плот держится на воде за счет двух 12-метровых надувных баллонов общим объемом 10 тысяч литров. А приводится в движение лодочным мотором мощностью 18 лошадиных сил. По расчетам автора, с комфортом путешествовать на нем может до 40 человек.
– Над безопасностью тоже подумали, – говорит Николай. – Волну до 70 сантиметров он должен выдерживать. Этого вполне достаточно, более того – на белорусских реках мы вряд ли где нибудь такую встретим.
Двигается плот со скоростью 12 км/час, это больше, чем ожидалось. Николай говорит, что сам рассчитывал примерно на 8 км/час.
Управляется плот при помощи мотора и деревянных шестов.
«Светлячок» оборудован всем необходимым для жизни – на борту есть печка, на которой можно готовить и кипятить воду, туалет, в скором времени появится баня.
В будущем Николай хотел бы надстроить на плоту второй этаж – на него можно будет поставить палатку и оборудовать место для загара. Для этого понадобится снабдить плот третьим надувным баллоном.
Кстати, надуваются баллоны при помощи модифицированного пылесоса «Ракета» 1963 года выпуска, который Николаю подарили друзья. С юмором на нем написано: «Автономный атомный турбонадуватель».
Конструированием плота Николай занимался в свободное от работы время – по вечерам и в выходные дни. В покраске судна участвовала вся семья (Николай с женой, четверо детей и четверо внуков). На некоторых частях конструкции надписи вроде: «Окрашено лично Юлией Филюк» (дочерью). На задней части плота надпись, которая может много чего сказать о конструкторе: «Неизвестность – наша зона комфорта».
Кстати, на покраску плота «ушел» 21 килограмм краски и грунтовки.
В пятницу, 12 июня, плот впервые спустили на воду, чтобы опробовать в большом туре выходного дня. После испытания на борт поднялось 12 взрослых и пятеро детей.
Проплыли 85 километров по Березине. Начали от Притерпы (граница Могилевской и Минской областей), прошли Кличевский, Осиповичский и Бобруйский районы. Все остались довольны. Ночевали в палатках, днем плыли. Для того, чтобы места на плоту было больше, к нему привязали надувную лодку, и на ней уже складировали палатки, продукты, питьевую воду и т.п.
– Страшно не было абсолютно. Мы уверены в Коле, он у нас и конструктор, и архитектор, и капитан, – говорит Светлана Тарасевич.
На плоту плыла только часть большой дружной компании, которая называет себя клубом «Пилигримы». Клуб этот начал формироваться с первых мотослетов, которые организовывал Николай. Сейчас в нем около ста человек. «Пилигримы» – активные туристы, участвуют в мотослетах, подводной охоте, рыбачат, ходят в пешие походы и стараются приучать к активному отдыху детей. Кстати, самому младшему пассажиру «Светлячка» – два года.