«У нас тут буквально каждый час информация в СМИ обновляется»
Вот уже около десяти дней, как в Израиле ввели карантин, рассказал Михаил.
– Тогда число выявленных инфицированных было 573 человека. А на 31 марта – уже 4 831 заболевший, 83 тяжелых (на аппарате ИВЛ), 95 средней тяжести, 19 умерло. У нас тут буквально каждый час информация в СМИ обновляется. С утра до вечера по телевизору только и говорят о коронавирусе: статистика, как правильно надеть маску, как вести себя и так далее. Удивляюсь, что у вас в Беларуси не так. Неужели, и правда, все так спокойно?
Что такое карантин в Израиле?
– Нельзя выходить из своих домов. Только в пределах ста метров можно прогуляться, но чтобы рядом никого не было, – объясняет Михаил. – За нарушение – штраф от 3 до 5 тысяч шекелей (от 848 до 1 413 долларов).
Все учебные учреждения в этой стране тоже не работают. Рынки, кафе, рестораны закрыты. Общественные мероприятия отменены. Работают лишь большие торговые центры, причем, только продовольственные, и аптеки. Владельцы многих магазинов доставляют товар на дом. Работает много волонтеров, которые помогают тем, кто не может сам выходить. В магазин разрешается заходить только в одноразовых перчатках и в масках, соблюдая безопасное расстояние.
У Михаила магазин в 20-30 метрах от дома.
– Я выхожу туда раз в неделю, в маске, перчатках, – рассказывает он. – В некоторые магазины вовсе заходить нельзя. Подходишь, говоришь, что нужно, и тебе выносят.
– Масок в продаже нету, все отдают в больницы врачам и медсестрам, – добавляет мужчина. – Обещают, что привезут много. А когда это будет, неизвестно. Все это свалилось на голову неожиданно, и все оказались не готовы. Я маску делаю сам: складываю марлю в несколько слоев.
«Местонахождение отслеживают по телефону»
Соблюдение условий карантина в Израиле строго контролируется. К этому привлекли полицию, военных:
– Кто находится дома под наблюдением, обязаны иметь при себе мобильники, их местонахождение отслеживают по телефону. Я лично никуда без большой надобности не выхожу. С родными общаемся только по телефону. Вдруг я где-то подхватил эту заразу и детей, внуков заражу? Даже на Пасху сказали не ходить друг к другу в гости. Праздновать можно только с членами семьи, которые проживают в одной квартире.
Пока карантин в этой стране продлится, ориентировочно, до конца апреля. Меры строгие, но это правильно, считает Михаил.
– Есть у нас в городе один район религиозный, в нем ситуация катастрофическая. Там семьи большие, начали проверять – каждый третий больной. Район полностью закрывают на жесткий карантин.
– Не понимаю, почему у вас еще не все закрыто? – снова недоумевает наш собеседник. – Эта зараза распространяется страшно. Пока еще мало заболевших – нужно их выявлять, закрывать на карантин. Тогда как-то можно это остановить. Самое страшное, что есть люди, у которых практически нет симптомов, и они разносят болезнь десяткам других людей ежедневно. И, поверьте, болеют не только старики, болеют и дети, и подростки. Сейчас у нас в больнице лежит парень 22-х лет в очень тяжелом состоянии.
«Сам я сначала герой был»
– Основная часть людей не работает, за исключением медиков, продавцов питания и других, кто обеспечивает жизненно важные направления. Я тружусь на одном из таких предприятий, потому на работу хожу, – продолжает Михаил. – По правилам, в смене сейчас только 15 процентов от общего количества работающих. Я езжу на работу и с работы на своей машине, в перчатках и в маске. Предписано, что за руку на работе сейчас здороваться нельзя, подходить друг к другу ближе двух метров запрещено. Люди соблюдают эти требования, потому что сами напуганы и сторонятся друг друга. Многие говорят: не подходи ко мне. Сам я сначала герой был, а сейчас стало страшновато.
Некоторые израильские работодатели отправили своих работников в отпуск с сохранением зарплаты.
– Кто отправлен в отпуск за свой счет, тем обещают пособие по безработице, размер которого составляет в среднем 70-75 процентов заработка. По последним официальным данным, в стране сейчас 969 тысяч безработных, процент безработицы 23, 3, а до всего этого был 3,9. Понятно, что глобального экономического кризиса не избежать и нам, – полагает Михаил.