«В Бобруйске как-то спокойнее, чем в столице»
На первый взгляд, больших изменений в привычном укладе жизни города не наблюдается. Как обычно, у входа на центральный рынок расположились продавцы фруктов, мягких игрушек, пуховых платков. Все без масок и каких-либо других признаков паники и осторожности. Прохожих немало и практически все без масок. Но вот замечаем в толпе женщину с этим средством защиты.
Елена говорит, что что элементарные правила защиты она считает нужным соблюдать:
– Слышу, что коронавирус в Беларуси распространяется, потому решила хоть маску надеть. Тем более, моя мама сейчас сильно простыла, не хочу подвергать риску ни ее, ни себя. На работу хожу. Хоть у нас там везде стоят антисептики, в руки приходится брать накладные, товар.
Среди прохожих замечаем еще одного в маске – Ангелина Данцевич живет и работает в Минске, но уже три месяца из-за травмы находится в Бобруйске у родителей.
– Так получилось, что я уже на самоизоляции, – улыбается она. – Здесь, в Бобруйске, как-то спокойнее, чем в столице. Но считаю необходимым соблюдать меры предосторожности и укреплять иммунитет: в людных местах ношу маску, пью витамины.
«На днях слух пошел, что закрывают рынок на карантин»
На рынке многие продавцы в масках. Анна, торгующая недалеко от входа скатертями – одна из них. Женщина говорит, что больше волнуется за двоих своих сыновей-студентов: один учится в Горках, второй – в Минске.
– Нужно и себя, конечно, беречь. Маски шью сама, многоразовые – меняю только бинт внутри. Антисептик тоже делаю сама: развела «тройной» одеколон с водичкой и постоянно дезинфицирую руки. Готовый антисептик стоит недешево. Постоянно пью кипяток с лимоном.
Сергей Микулич, продавец пакетов, говорит, что людей на рынке в последнее время все меньше. По его мнению, коронавирус – лишь одна из причин. А другие – мало денег у людей и много вокруг больших магазинов.
– На днях слух пошел, что закрывают рынок на карантин, – говорит Сергей. – Я уточнил у администрации, говорят, никакого карантина пока. Больше паникует жена. Я ее успокаиваю, говорю, что все будет хорошо. Переживали мы разные напасти, переживем и эту.
В завершение разговора желаем Сергею не болеть. Мужчине такая формулировка не нравится:
– Не надо говорить «не болеть». Лучше: «Будьте здоровы!».
Марина, продавец фруктов, также в маске. На прилавке у нее стоит бутылочка со спиртовым антисептиком. Женщина говорит, что обрабатывает им руки и своим покупателям предлагает.
Ее коллега Елена Бахир старается быть «на позитиве», носит перчатки и никуда не ходит без особой надобности.
«Просят налить грамм 50, чтобы убить вирусы»
В кафе «Стрелец», что рядом с рынком, посетителей в это предобеденное время нет. Сотрудник кафе Максим говорит, что клиентов стало меньше. Работники пока все на месте.
– Некоторые посетители предпочитают проводить дезинфекцию «изнутри»: просят налить грамм 50, чтобы «убить вирусы», – улыбается Максим.
По площади Победы прогуливается Жанна Александровна Исаева. Женщина говорит, что не паникует и всем советует сохранять оптимизм:
– Зашла в аптеку, там все спрашивают маски и антисептики. Сама я стараюсь больше дома находиться. Уже на пенсии, потому такая возможность есть. Сегодня просто к стоматологу было очень нужно.
Супружеская пара Татьяна и Владислав идут по улице в масках.
– Мы только что заходили в «Виталюр», там такое большое количество людей, – говорит молодой человек. – И ты не знаешь, откуда кто приехал и как кто себя чувствует. Соблюдать дистанцию между людьми в магазинах, транспорте невозможно, как бы ни хотел. Купили, вот, маски. Кстати, они неплохо подорожали в последнее время: с 40 копеек до 2 рублей 40 копеек (это многоразовая). И антисептик купили за 4 рубля – цена, считаем, нормальная.
Владислав сейчас в отпуске, а Татьяна работает продавцом в магазине. Говорит, на работе у нее все строго: маски, перчатки, санбработка рук и поверхностей.
«И еще парацетамол все спрашивают»
В аптеке на площади Победы – очередь человек в 12. Заведующая Татьяна Возная говорит, что это еще средне, бывает и больше. Почти каждый спрашивает маску и антисептик.
– Сегодня до обеда был наш бобруйский антисептик по 7.75. Уже все продали, завтра после обеда еще обещают привезти. Маски по 1 рубль 45 уже на исходе. И еще парацетамол все спрашивают, говорят, какая-то статья была о нем.
Кстати, не успели мы закончить разговор с заведующей, как маски в этой аптеке закончились.
Во всегда многолюдной пиццерии «Браво» в этот день людей немного – заняты два столика из восьми.
– Раньше в это время здесь был бы полный зал людей, – говорит директор кафе Ирина. – Наши работники почти все на работе. Домой отправляем только тех, у кого есть какие-то симптомы простуды. Все, что по СанПиНу предписано, делаем. Дезинфицирующих средств закупили на большую сумму. Убираем часто. Как вы видите, работники все в перчатках и масках.
Казалось бы, доставка пиццы на дом в эти дни должна быть очень востребована. Оказалось, нет. По словам Ирины, услуга временно приостановлена, потому что... не очень востребована.
«Пройдите ко входу №2»
На дверях поликлиники №1 объявление: «Уважаемые пациенты, убедительная просьба, если у вас повышенная температура, кашель, насморк, вызовите, пожалуйста, врача на дом (указаны телефоны – ред.) или пройдите ко ВХОДУ №2». И стрелка в направлении. В регистратуре все работники в масках. У входной двери – столик с антисептиком. Людей у регистратуры и у кабинетов немного.
На улице Пушкина, пока шли, людей не встретили совсем. И даже у Дома связи их практически нет, на часах 16.30. Заметно, что общественный транспорт уезжает с остановок полупустым.
Практически нет людей и в почтовом отделении №27 на Минской.
По пути заходим во все аптеки, спрашиваем про маски и антисептик: нигде нет.
Маски автору этих строк в этот день удалось найти лишь в аптеке, что арендует площадь в магазине «Санта» в 5-м микрорайоне. (К слову, через несколько часов их и там уже не было).
Мужчина в аптеке, просунув голову в окошко к провизору, почти прокричал: «Маски у вас еще есть?». И, услышав утвердительный ответ: «А 40 можно купить?!».
Вот такие реалии.