Из-за коронавируса Россия закрыла границу для въезда белорусов с 18 марта по 1 мая. Эта новость изменила жизнь, в том числе, тех белорусских работяг, которые ездили на заработки в соседнюю страну.
«Люди вынуждены зарабатывать на хлеб, рискуя жизнью…»
Жителю Мстиславля Евгению 41 год. В российском городе Подольске он работает с 2013 года – охранником-контролером на одном из предприятий. В его обязанности входит следить за пропускным режимом, выписывать пропуска на отгрузку груза.
До этого более 13 лет отработал в Мстиславском МЧС пожарным. Говорит, зарплата в 300 долларов не устраивала, поэтому решил искать вакансию в России.
– Ни для кого не секрет, что наш Мстиславский район самый бедный, – говорит Евгений. – А в РФ я имею возможность зарабатывать около 500 долларов в месяц. Ведь у меня семья: жена и двое детей, один из которых еще школьник. Хочется, чтобы они ни в чем не нуждались.
Евгений считает, что ему повезло: успел заехать в Россию 17 марта, когда граница еще была открыта. Что касается коронавируса…
– Я не могу сказать, что панически боюсь, но опасения есть, – признается мужчина. – Но я соблюдаю меры безопасности. Мое руководство в Подольске работает дистанционно. Мы работаем в масках, регулярно пользуемся антисептиком.
По мнению Евгения, сейчас большинство российских фирм терпят убытки из-за того, что границы пришлось закрыть:
– Работы много, а людей нет. Большинство моих знакомых, когда узнали о коронавирусе, не рискнули выехать в Россию на рабочие места. Понять их можно: каждый боится за свое здоровье. Но ситуация в стране в последнее время дала нам понять: каждый сам за себя. Люди вынуждены зарабатывать на хлеб, рискуя своей жизнью.
По приезде в Беларусь Евгений все же добровольно собирается пойти на карантин: реже выходить на улицу и максимально ограничить контакты.
«Заработная плата в России и Беларуси – это небо и земля, потому и ездим»
Вадиму 25. Родом он из Орши. В России работает два года, строителем-отделочником.
В Орше работал в стройтресте №18 бетонщиком, но сократили. Денег молодой семье катастрофически не хватало. И по совету друга Вадим нашел работу в РФ.
– Заработная плата в России и Беларуси – это небо и земля, потому и ездим, – говорит он. – По одинаковым профессиям в два, если не в три раза больше.
«Хорошая зарплата», по мнению Вадима, за которую он мог бы и хотел работать дома, начинается от 300 долларов.
Узнав о коронавирусе, Вадим, по его словам, «резко прервал поездки на Россию». Сейчас он по-прежнему живет с женой в Орше, и денег им пока хватает. Правда, живут на те, которые он заработал в России.
– Мы с женой откладывали на машину. Но сейчас все наши сбережения пришлось тратить, в том числе на антисептики, – говорит Вадим.
Он, как и другие, надеется на лучшее: что вирус победят, границы откроют, и можно будет снова ехать работать.
«Жду, когда границу снова откроют, и я вернусь на прежнюю работу»
20-летний житель Мстиславля Александр работает в смоленской фирме «Крона» около года, каменщиком. Фирма строит дома «с нуля».
В Мстиславле Саша окончил колледж МГСК, был призван в армию. Отслужив, по его словам, «задумался о своей финансовой стабильности».
– Честно сказать, особой нужды идти работать, тем более ездить на заработки в другую страну, у меня не было. Мои родители имеют стабильный доход, нам всегда на все хватает, – признается Александр. – Но желание обеспечивать самого себя и не брать денег у родителей было сильнее.
В Смоленске Саша зарабатывает 600 долларов в эквиваленте. Говорит, ему хватает.
Новости о коронавирусе и закрытии границы Александра «просто шокировали».
– Меры, которые приняли – неэффективны, – считает парень. – Этим вирусом могут заболеть люди где угодно, просто стоя напротив друг друга, совсем необязательно куда-либо ехать. Работодатели связываются со мной и спрашивают: «Будешь ли ты еще работать у нас, когда границу откроют?». Конечно, буду!
Александр говорит, что сейчас он сидит дома, нигде не работает. Найти подработку в родном Мстиславле, «которая меня устраивала бы условиями и заработной платой», не может.
– Жду, когда границу снова откроют, а я вернусь на свою прежнюю работу в Смоленске, – говорит он.