400 рублей в месяц за 16-часовой рабочий день. В Бобруйске бастуют водители «Яндекс.Такси»

11500
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Главное требование водителей – повышение тарифов.
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс

Вчера, 11 декабря, водители службы «Яндекс. Такси» собрались на стихийную забастовку на парковке у торгового центра «Карусель». Основная причина недовольства водителей – низкие тарифы службы.

Точное количество водителей, поддержавших забастовку неизвестно. Визуально – их явно больше 50 человек. Водители признаются – собравшись таким образом они пытаются создать искусственный дефицит автомобилей в городе и привлечь внимание компании «Яндекс».

11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс

Ситуация, сложившаяся сегодня на парковке «Карусели» – двоякая. Водители создают искусственный дефицит машин, но при этом те, кто о забастовке не знают (или не хотят принимать в ней участие), имеют возможность заработать больше, за счет повышенного коэффициента.

Чтобы подключить к стачке как можно больше людей, собравшиеся сами вызывают машины на парковку через приложение.

Возмущенные водители рассказывают: в Беларуси недовольства начались давно, однако в Бобруйске было тихо. Активность проявлять начали водители одного из таксопарков-партнеров «Яндекса» в своем общем чате. Оттуда информация распространилась в автоканал «Бобруйск» и дальше – по социальным сетям. Приехавшие водители разделились на небольшие группы, говорят – по большей части они друг с другом не знакомы, но лица примерно знакомы – все же работают в одной сфере.

По словам водителей, им приходится работать по 12-16 часов, чтобы сделать план, поставленный компанией – 40 заказов (при выполнении плана водители получают часть бонусов).

11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс

Если по правилам работать, то нужно много-много правил соблюдать, – говорит Татьяна. Она водитель Яндекс.Такси, однако ничего забастовке не знала. На парковку «Карусели» приехала потому, что ее сюда вызвали как на обычный заказ, через приложение. Заказ в итоге отменили, то есть вызвал ее кто-то из собравшихся таксистов. – Должен быть таксометр или кассовый аппарат, СКНО, ежедневно – медицинское освидетельствование и осмотр у механика. Нужна страховка на автомобиль и пассажира. Не говоря уже об очевидном: техосмотр, каждые два месяца примерно замена масла и фильтров, мойка машины и заправка. И это все мои расходы. Сколько мне нужно работать с такими тарифами, чтобы хоть что-то получить! 12-16 часов, не меньше. Я встаю в шесть утра, езжу часов до 11, прихожу домой, сплю два-три часа, и потом снова работаю до 12 ночи. Чтобы хоть что-то заработать иначе нельзя.

11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс

Некоторые из водителей на забастовке приехали сюда на арендных автомобилях. Они рассказывают: им нужно заплатить 50 рублей в сутки за аренду машины, заправить ее, заплатить часть денег «Яндексу».

Алина Артюховская приехала поддержать мужа, ждала его в машине с двумя маленькими детьми. Рассказала, что видит мужа дома не часто, потому, что ему приходится работать и вечерами, и по выходным. Женщина немногословна – отмечает только что с двумя детьми забот много, и часто все приходится делать самой. Ее супруг работает в такси уже около двух лет, и такие проблемы, по словам Алины, продолжаются около года.

11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс

– Не сравнить цены, которые были до прихода Яндекса, и после него. Здесь невозможно заработать, работа превращается в увлечение – выехал – повезло – что-то получил, нет – покатал людей просто так, в ноль. Чтобы что-то заработать, нужно работать 16 часов, максимум, который позволяет программа, – возмущен таксист Ян. Для него работа в такси – основная, на парковку у ТЦ он пришел для того, чтобы хоть как-то обратить внимание руководства агрегатора на эту ситуацию.

11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс

Знакомый Яна, Евгений, добавляет: «Здесь непростые условия работы. Когда мы едем на заказ, мы не видим конечную точку поездки, не знаем суммы, только когда приезжаем на место – узнаем куда поедет человек. Это может быть и пригород, и соседний подъезд. Может так случится, что я еду на заказ за три-четыре километра, а там выходит итоговая стоимость 1 рубль 80 копеек. Получается – в минус проехался, 50 копеек из своего кармана достал, чтобы заправиться на этот заказ.

Еще один таксист, Артем, объясняет систему работы: отказываться от заказов получается невыгодно.

– Отказываясь от заказа мы понижаем свой личный рейтинг. А рейтинг влияет на распределение заказов. Есть показатель активности. Он, по умолчанию, 100 баллов, за каждый отказ списываются баллы. При очень низкой активности система может просто заблокировать водителя.

– Я же от 8 до 25 % комиссии отдаю с того, что получил!,– возмущается водитель Дмитрий. Я за рулем без выходных и праздников. Да, свои рублей 400 я зарабатываю, получаю и больше, но какой ценой – за рулем по 16 часов по шесть дней в неделю.

Поддержать коллег по цеху приехали и водители из других служб. Например Юрий, из такси «Максим»:

– Я хоть и не в «Яндексе» работаю, но приехал ребят поддержать. Условия работы здесь очень тяжелые. Многие говорят – не нравится, найди другую работу. А где мне ее найти, мне 58 лет, я уже считай, отработанный материал, кто меня куда возьмет…

11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ
11.12.2019. Бобруйские водители такси собрались на стоянке ТЦ "Карусель" в знак протеста против ценовой политики Яндекс