Российские войска обстреляли и захватили украинские корабли в Черном море

8489
Артём ЛУКЬЯНОВИЧ
Три украинских военных корабля обстреляны и захвачены российскими войсками на подходе к Керченскому проливу. Россия и Украина обвиняют друг друга в провокации.

ВМС Украины объявили, что два малых артиллерийских катера и рейдовый буксир, следовавшие из Одессы в Мариуполь, захвачены российскими войсками после обстрела с российских кораблей. После полуночи Россия подтвердила захват украинских кораблей с применением оружия. Еще ранее ФСБ России по Крыму описало свою версию инцидента:

«Около 07:00 по московскому времени украинские корабли пересекли государственную границу РФ, неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской федерации».

При этом отмечалось, что Украина не подавала заявок на проход судов в проливе. «Корабли опасно маневрируют, не подчиняются законным требованиям российских властей», – сообщило пограничное управление ФСБ по Крыму.

Киев утверждает, что два артиллерийских катера и буксир шли из Одессы в Мариуполь и в ночь на 25 ноября предупредили об этом россиян, но ответа не получили.

После аннексии Россией Крыма в 2014 году обе стороны Керченского пролива оказались де-факто российскими, и чтобы украинским судам попасть в свои порты Азовского моря, им нужно, по мнению РФ, пересечь государственную границу РФ. Все украинские и прочие нероссийские суда, следующие из Черного моря в украинские порты Азовского, с весны 2018-го задерживаются пограничниками РФ и подолгу досматриваются, вплоть до недели. Россия заявляет, что таким образом борется против нелегальной миграции и терроризма. Европарламент в октябре осудил Россию за фактическую блокаду Азовского моря.

Инцидент, как сообщает BBC, развивается с утра, когда российским пограничным катером был протаранен украинский буксир.

Видео с корабля Пограничных войск РФ "Дон"

Позже в заявлении Центра общественных связей ФСБ РФ действия украинских кораблей были охарактеризованы как провокация:

«Уже пятый час в российских территориальных водах в акватории Черного моря продолжаются провокационные действия трех судов [военно-морских сил] Украины. Их цель понятна – создать конфликтную ситуацию в этом регионе. Погранслужбой ФСБ России предпринимаются все необходимые меры для пресечения этой преднамеренной провокации украинского руководства и обеспечения безопасности судоходства».

В 13:42 судоходный проход под аркой недавно построенного Керченского моста был полностью перекрыт российской стороной. О закрытии Керченского пролива для прохода гражданских судов сообщил РИА «Новости» гендиректор предприятия «Крымские морские порты» Алексей Волков:

«В 13.42, по информации Керчьтрафикконтроля, на проходе моста перекрыто движение в обе стороны в связи с посадкой на мель танкера перед мостом со стороны Азовского моря, движение по проливу закрыто в обе стороны».

Чуть позже несколько другую версию изложил российский телеканал «Россия 24» (ВГТРК):

«Проход под Крымским мостом полностью перекрыт. Два гражданских буксира пригнали гражданский сухогруз и тем самым перекрыли любую попытку прохода под Крымским мостом. Большое судно встало ровно поперек фарватера моста. Недалеко стоит катер морской охраны».

Сухогруз перекрыл проход из Чёрного моря в Азовское. Фото Алексея Павлишака
Сухогруз перекрыл проход из Чёрного моря в Азовское. Фото Алексея Павлишака

ЦОС ФСБ России сообщил, что на помощь украинским судам из Бердянска выдвинулись два военных корабля, «погранслужбой ФСБ России принимаются все необходимые меры для пресечения данной провокации». Тоесть, возможно именно для перекрытия этим кораблям выхода в Черное море на помощь трем первым и был перекрыт проход под мостом сухогрузом.

Украинские катера «Нікополь», «Бердянськ» и буксир «Яни Капу» к тому времени продолжили движение в районе пролива, и началось их преследование российскими кораблями с требованиями остановиться. Украинские корабли были обстреляны, утратили подвижность и были захвачены российским спецназом. По утверждению украинской стороны, обстрел и захват произошел после выхода украинцев из 12-тимильной зоны вокруг побережья Крыма, которую Россия могла считать своими территориальными водами, в нейтральных водах.

По состоянию на 22:20 украинского времени, по сообщению ВМС Украины, артиллерийский катер «Бердянск» и буксир «Яны Капу» захвачены и буксируются россиянами, катер «Никополь» блокирован и следует в сопровождении российских кораблей. Шесть украинских моряков ранены, двое – тяжело.

ТАСС сообщает, что вышедшие ранее на помощь этим украинским судам из Бердянска (со стороны Азовского моря) украинские корабли повернули назад в Бердянск.

Чьи пролив и море?

Акватория Азовского моря принадлежит Украине и России, Керченский пролив де-юре является границей между странами (переход Крыма под российскую юрисдикцию не признается практически никем в мире). Но между РФ и Украиной заключен договор о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива. Статья 2 Договора предусматривает:

«Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Украины или Российской Федерации, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в украинский или российский порт либо возвращаются из него».

Советник Департамента секретариата Министра иностранных дел Украины Владимир Василенко в интервью сайту «Сегодня» отмечал, что РФ отказывается выполнять упомянутые договоренности, тем самым нарушая статьи Договора, но в то же время рассматривает все пространство Азовского моря как свое внутреннее море, «и на этом основании творит произвол».

«Невыполнение Российской Федерацией предписаний ст. 1 Договора является еще одним основанием для прекращения Украиной его действия. В положениях Договора нет никакой территориальной статьи. Поэтому прекращение его действия не может вызвать украинско-российского территориального спора», – считает заслуженный юрист Украины.

Россия же после захвата Крыма считает Керченский пролив полностью своей территорией, в которой «действует разрешительный порядок движения и стоянки судов, в соответствии с графиком движения и расстановки судов, утвержденным капитаном российского морского порта».