«Я хотел быть со своими детьми с первых мгновений жизни»
В семье Ольги и Виталия Алисеенко пятеро детей, и всех супруги «рожали» вместе. В 2006-м на свет появилась Виктория, спустя два года – Варвара, в 2012-м – Василина, еще через два года – Валентина, а 24 сентября в семье родился первый мальчик – Добрыня.
Виталий работает водителем автобуса, курсирующего по маршруту Бобруйск-Минск. А по образованию он – педагог-психолог, преподаватель физкультуры.
Виталий признается, что решение присутствовать при родах жены у него возникло еще до встречи с Ольгой.
– Я всегда хотел стать хорошим отцом и быть со своими детьми с первых мгновений жизни, – делится мужчина. – Я не могу чувствовать ребенка внутри себя, его шевеление в животике, но я могу быть рядом во время родов, а потом заботиться о нем, и это счастье.
– В самый первый раз мы с Олей пришли к тогдашнему главному врачу роддома Алле Пшеничной и рассказали о своем желании, – говорит Виталий. – Алла Владимировна совсем не удивилась, сказала, что только приветствует это, потому что, когда муж рядом, роды проходят легче.
Виталий, которому на момент рождения первенца было уже 30 лет, не смотрел никаких «обучающих» роликов в Интернете, чтобы подготовиться. Да и Ольга – медсестра по образованию, знала уже, что к чему. Но все равно, признается супруг:
– Наши первые роды я вспоминаю с ужасом! Персонал, похоже, всеми силами хотел от меня избавиться. На меня одели ужасный рваный халат с цветочками, который налез с трудом. Думали, чем голову прикрыть, в конце концов принесли наволочку. Потом не хотели пускать в родзал под предлогом, что у меня маски нет. А когда начался весь процесс, было такое ощущение, что врачи и акушеры чувствуют дискомфорт от того, что кто-то находится рядом, наблюдает за их действиями, да еще и снимает все.
Если первые партнерские роды еще проводились бесплатно, то за двое последних пришлось заплатить по 190 рублей.
– Это все досужие домыслы, что мужчины теряют сознание при родах! – говорит Виталий. – Конечно, ощущения сильные. В первый раз – это взрыв, фонтан, феерия чувств и эмоций. На третий уже спокойнее: «Пуповину перерезать? Давайте». Но каждый раз одно удивляет: боже, какой маленький! После рождения каждого ребенка я находился с ними минут 15-20. Видел, как их моют, взвешивают, берут анализы, делают прививку. А потом сразу после родов сидишь рядом с женой, она лежит на каталке уставшая, и, конечно, чувствуешь к ней такое единение со слезами и нежными словами!..
– Поддержка близкого человека очень помогает, – делится Ольга. – При схватках нужно ходить, и хорошо, когда муж при этом тебя поддерживает. Во время родов Виталий держал меня за руку, смотрел в глаза, старался отвлечь, пошутить. Так, едва показалась головка ребенка, он говорит: «Ой, как на тебя похож!». Мне казалось, если он будет рядом, все будет как положено: и врачи все сделают правильно, и я. Каждый раз так и было.
«Были ситуации, когда папа говорил мне: я иду на роды контролировать действия врачей. Смею вас заверить: такое настроение только навредит всем», - рассказывает Татьяна Сыромолот, психолог Бобруйского роддома.
«Каждая женщина, которая рожает – героиня»
7 октября 2018 года у 33-летнего Алексея Филаткина и 28-летней Виктории Сорока родился первенец – мальчик. Оба супруга по специальности – хореографы.
– У меня были некоторые страхи и сомнения: вдруг не выдержу, – рассказывает Алексей. – Перед тем, как идти на совместные роды, мы были у психолога в женской консультации, и она нам в подробностях объяснила, что и как. Настроил себя на то, что должен вселять оптимизм в жену. Я постоянно гладил ее животик, разговаривал с ребенком, и он реагировал на мой голос. Я его таким и представлял еще до рождения. А когда впервые взял на руки, сразу проникся большими чувствами.
К сожалению, так получилось, что роды закончились кесаревым сечением. Никаких предпосылок для этого не было, но вдруг схватки прекратились, и врачу нужно было экстренно принимать решение, как спасать малыша. В операционную Алексея не пустили.
– Самыми напряженными были эти 25-30 минут, когда я не знал, что происходит с моими женой и ребенком, – признается он. – И только когда я увидел малыша, и мне сказали, что с женой все хорошо, успокоился. Я видел, как ребенку обрезают остатки пуповины, обмывают его, взвешивают, пеленают. Потом дали мне его на руки, фотографировали. Я был счастлив! Мне хотелось плакать, целовать его. Жене сделали спинальный наркоз, она была в сознании, видела малыша, а потом ее сразу увезли. К сожалению, в послеродовой палате отцам находиться нельзя. Хотя там моя помощь была бы жене очень нужна: у нее швы после операции, ей больно ходить, сидеть. Мы общаемся по скайпу, я вижу, как она малыша кормит, пеленает, как он спит.
После всего этого я считаю, что каждая женщина, которая рожает – героиня.
Благодарна мужу за поддержку и Виктория:
– Есть с кем поболтать и отвлечься между схватками, не чувствуешь себя брошенной и одинокой. Муж может напомнить, как правильно дышать, может сделать массаж, что значительно уменьшает боль. Лично мне присутствие мужа только помогало!
«Мне было очень тяжело видеть страдания жены»
Анна Пилипенко сама предложила своему мужу Григорию «рожать вместе», и «Гриша почему-то согласился».
15 июля этого года у них родилась чудесная девочка Елизавета.
До рождения ребенка Анна работала главным специалистом Ленинского райком БРСМ. Григорий Пилипенко – оператор ЧПУ на машиностроительном заводе.
– Так получилось, что в тот день мы собирались на шашлыки, рожать было рановато по сроку, – вспоминает Григорий. – Но Аня почувствовала себя как-то не так, поехала в роддом проконсультироваться. Ей сказали, что скоро будет рожать. Она мне позвонила, я примчался сразу. На все у нас ушло около четырех часов. В предродовой палате я пытался массажировать ей спину, чтобы облегчить боль. Сначала она сама об этом просила, потом сказала не трогать ее, потому что ничего не помогало. В родзале мы находились минут двадцать. Описать это трудно, эмоции зашкаливали! Когда ребенок родился, и меня попросили выйти в коридор, я уже просто не сдержал слез.
– Мне было очень тяжело видеть страдания жены, – признается Григорий. – Когда пришел в себя, и мне дали ребенка на руки, были необычные чувства: «Это моя дочь?! Откуда?». Уверен, что во второй раз, если это произойдет, мы однозначно пойдем рожать вместе. Я ее одну туда не отпущу.
– Рожать с женой или нет – это личное дело каждого. Заставлять мужа точно не стоит, он должен идти на это осознанно, – считает Анна и добавляет:
– Никакого смущения не было абсолютно. Его моральная и физическая помощь мне были тогда просто необходимы. Не представляю даже, как родила бы без него. Первый раз страшно как-то. В минуты дикой боли просто забываешь, что нужно делать, и тогда на помощь приходил муж.
Татьяна Сыромолот, психолог Бобруйского роддома:
– Многие мужчины думают, что женщины рожают легко, как в кино. А когда они посещают занятия, присутствуют на родах, то понимают, что все это не так просто. Меняется их отношение к супруге, они начинают к ней относиться более нежно, ласково. Присутствие на родах мужчины важно и для его взросления, для становления как отца.
Для ребеночка это тоже важно, потому что он с первых минут своей жизни видит «фотографию» счастливой семьи: добрая, ласковая мама, рядом сильный отец-защитник. Согласно исследованиям, детки, рожденные в партнерских родах, растут более спокойными, чувствуют себя защищенными.
Но бывают люди, которые теряют сознание при виде крови. Конечно, такой папа во время родов будет не очень хорошим помощником. Я им рекомендую не геройствовать.